Найти тему
In sport we trust

Женщины и спорт в до- и послеколониальной Северной Америке

Несмотря на значительные изменения, в истории женщин по-прежнему доминируют произведения белых женщин и женщин, принадлежащих к среднему классу.

Исследования, касающиеся, в частности, американских индейских женщин, в основном отодвигаются на второй план.

pixabay.com/ru/illustrations/фото-архив-архивные-фотография-1023416/
pixabay.com/ru/illustrations/фото-архив-архивные-фотография-1023416/

В данном конкретном случае предупреждение, сделанное Нэнси Шумейкер более двадцати лет назад при представлении своей работы об опыте группы ирокезских женщин, как представляется, не привело к историографическому изменению направления.

Однако знания о роли женщин в американской культуре индейцев, передаваемые наблюдателями и антропологами на протяжении ХХ века, вызывают настороженность.

Для американского писателя Мариона Гридли, который много писал о популярной культуре индейских индейцев, негативный образ индийских женщин, передаваемый, в частности, европейцами (мужчинами), может быть приписан неосведомленным писателям, считающим их покорными сквошами.

Ранние исследователи и колонисты не могли разобраться в тонкостях индийской культуры и поэтому передавали неверные впечатления, подобные тем, о которых сообщал Эжен А. Вейл в середине девятнадцатого века:

За исключением тех случаев, когда речь идет об охране материнства, где мужчины не проявляют никакого интереса, все усилия и работа ложится на плечи женщин. Это те, кто носит детей на спине во время путешествия, и часто случается, что они идут спиной, согнутой под весом багажа и кухонной утварью, необходимой для странствующего дома. Тяжелая и необходимая работа, навязанная им, делает их чудовищами бремени и рабами.

Хотя существование матриархата так и не было доказано, а подчиненный социальный статус женщин остается общекультурным фактом, индийские женщины, тем не менее, иногда занимали признанное и уважаемое в культурном отношении положение.

В зависимости от своего племени они брали на себя религиозные, политические, военные или экономические обязанности.

Среди ирокезских народов, например, благодаря контролю над экономикой женщины выбирают вождей и пользуются контролем над осуществлением власти.

В субарктических и циркумполярных культурах активное участие индийских женщин в общественной жизни также распространяется на игры и спортивные мероприятия. По словам американского антрополога Алисы Ческа, "североамериканские индейки участвовали в играх с мячом в качестве активных, подвижных игроков и заядлых, горячих зрителей [...] индийские женщины играли практически во все виды игр с мячом, как мужчины, с изменениями".

Однако это утверждение подтверждает Кэролин Нитаммер:

Коренные американские женщины любили игры и спорт. Среди этих ранних народов было мало ощущения, что физическая сила была "неженственной"; самая сильная женщина была лучшей матерью и домохозяйкой. И когда ее задачи были выполнены, индийские женщины наслаждались видами спорта, которые требовали сил и мастерства. Иногда она играла просто для развлечения - часто она была очень конкурентоспособной.

В то время присутствие женщин в мире игр полностью противоречило западным культурным традициям, в которых доминировали идеи тихого, неподвижного и хрупкого женского тела.

pixabay.com/ru/photos/головной-убор-волосы-индийская-инди-990103/
pixabay.com/ru/photos/головной-убор-волосы-индийская-инди-990103/

Кроме того, в колониальные времена молодые женщины редко участвовали в развлекательных сессиях Нового Света и благородных торжествах в Европе.

Однако анализ физической активности индейцев в целях отдыха страдает от недостатка данных. Писания миссионеров, европейских исследователей, а затем этнологов, которые были преимущественно мужчинами, в большей степени посвящены роли мужчин в различных культурах Северной Америки.

Сообщения, касающиеся практики женщин, содержат ряд несоответствий как в устной, так и в письменной форме. Под влиянием исторического и идеологического контекста того времени к информации, содержащейся в документах, следует относиться с осторожностью.

Сведениям, содержащимся в материалах, мешают снисходительное отношение к другому полу, связь игр с мужской культурой наблюдателей из Старого Света, а также многообразие родных культур с их самобытной самобытностью. Кроме того, такие расхождения можно обнаружить как в коллективной памяти американских индейцев, так и в белых спортивных организациях, когда кодифицированные и институционализированные игры, составляющие спорт, тщательно рассматриваются.

Американо-индийский спортивный зал славы (AIAHF), основанный в 1972 году, отвечает за включение в список и почитание всех великих индийских спортсменов, с тем чтобы сохранить их рекорды и память.

Из 94 полученных имен AIAHF зарегистрировала на сегодняшний день только три случая женщин-спортсменок.

Джозеф Оксендин, автор справочника по истории индийских игр и видов спорта, посвящает этой теме всего пять страниц и не упоминает ни одну индийскую спортсменку в 51 биографии, на которую он ссылается для индийских спортсменок.

С приходом колонистов в рекреационную деятельность были внесены существенные изменения, касающиеся разделения досуга между представителями обоих полов. За пять с лишним столетий восприятие места инородности претерпело глубокие изменения по мере развития трансатлантических обменов, становления американской нации и христианской инкультурации. Индийские общества культивировались, а традиционные игры были "спортивными".

В начале ХХ века освещение в средствах массовой информации тех немногих редких женщин-спортсменок по-прежнему вызывало обеспокоенность в связи с их ассимиляцией в североамериканскую культуру и никоим образом не гарантировало им того же места, что и мужчинам. В лучшем случае, они расширят ряды своих доминирующих белых коллег в спортивном учреждении, которое было ориентировано на культ гегемонии мужского начала.

Спасибо за ваш интерес к спорту и чтение статей! Подписывайтесь на канал In sport we trust.