«Это были волшебные предметы, что объясняет, почему мы до сих пор так увлечены ими», - сказал британский ювелирный специалист Джеффри Манн в телефонном интервью. «Люди всегда жаждали красиво сделанных вещей, а яйца Фаберже прекрасно этому соответствуют. Они очень красивые,приковывают взгляд».
Но длительное увлечение домом Фаберже может также исходить из исторических условий, в которых он действовал. Бизнес, который получил свое имя и состояние в качестве официального поставщика ювелирных украшений для русской королевской семьи и других европейских судов, был потерян, когда революция 1917 года положила конец более чем 300-летнему правлению Романовых.
Когда царская семья бежала из Санкт-Петербурга, 50 имперских яиц, изготовленных Фаберже в течение трех десятилетий, канули в лето. Некоторые пропали без вести - совсем недавно.На сегодняшний день осталось только 43 яйца из королевской коллекции.
«История Фаберже читается почти как голливудский фильм», - сказал Манн. Предметы из Дома Фаберже вышли из моды в 1920-х и 1930-х годах, так как популярность приобрела более геометрические и менее витиеватые стили, такие как ар-деко.
Но яйца - и другие художественные произведения Фаберже - вернулись в сознание коллекционеров и любителей декоративного искусства, когда в 1949 году британский автор Генри Бейнбридж опубликовал первую монографию о ювелире, заявил Манн.ти настольные часы в форме яйца,известны нам,как "Яйцо Ротшильда",названы в честь своей бывшей владелицы Беатрис Эфрусси(девичья фамилия Ротшильд) из знаменитой банковской семьи.
Богатая сеть ремесленников
Много было написано о Фаберже со времен изучения Бейнбриджа. Одна из последних книг на эту тему «Фаберже: его мастера и ремесленники» использует нетрадиционный подход к творчеству ювелирного дома, сосредотачиваясь на сотрудниках, с которыми окружался Фаберже, от дизайнеров до мастеров-золотых и серебряных дел мастеров, которые помогли привезти их видение жизни.
«Дом Фаберже провел впечатляющую операцию», - сказала в телефонном интервью автор книги и ювелирный эксперт Улла Тилландер-Годенхайм. «В каждом аспекте создания фирмы ювелиром было занято 500 различных мастеров. Бизнес занимал пятиэтажное здание в Санкт-Петербурге (с четырьмя филиалами в России и одним в Лондоне). Мастерская одного из "мастеров труда" Фаберже, ювелира и ювелира Августа Холминга. астерская одного из "мастеров труда" Фаберже, ювелира и ювелира Августа Холминга.
«Хоть Фаберже и ассоциируется у большинства людейс яйцами, они составляют лишь половину истории», - сказал Тилландер-Годенхильм. «Главные работники дома создавали что угодно, от портсигар до каминных часов».
Тилландер-Годенхильм изображает Фаберже как бизнесмена, опередившего свое время. Начнем с того, что двумя его главными дизайнерами были женщины - Алина Холмстрем и Алма Фил. Его так называемые «мастера Фаберже» отвечали за набор и персональное обучение своих команд ремесленников, и им было разрешено устанавливать собственные графики производства. Фаберже также предоставил им право маркировать изделия своими собственными инициалами.
«Фаберже управлял своим домом на раннем прототипе« индустриальной демократии », несмотря на то, что он жил при одной из самых жестких автократий в мире», - сказал автор. «Он был причастен к самым богатым кругам России, но работал в основном с неграмотными, скромными людьми, часто давая им свободу художественного творчества. Его объекты потому и примечательны: они рассказывают так много разных историй (и) являются уроком микро -История."
Постоянное увлечение
Цены на яйца Фаберже выросли на протяжении десятилетий, и теперь приносят огромные суммы на аукционах. В 2002 году «Зимнее яйцо» было продано анонимному покупателю по телефону за 9,6 миллионов долларов на Christie's в Нью-Йорке. Пять лет спустя эмали и золотое яйцо с усыпанным бриллиантами петушком пошли за рекордные 9 миллионов фунтов стерлингов(тогда они стоили 18,5 миллионов долларов) в том же аукционном доме в Лондоне.
«Дефицит яиц явно стимулировал их продажи на аукционах, а также подпитывал наш интерес на протяжении десятилетий», - сказал Манн.
Яйца редко появляются на аукционах, и сегодня большинство из них можно найти в музеях и государственных учреждениях, от Москвы до Кливленда. Самые большие коллекции хранятся в Оружейной палате Кремля и в музее Фаберже в Санкт-Петербурге, в каждом из которых находится 10 экземпляров.
астерская одного из "мастеров труда" Фаберже, ювелира и ювелира Августа Холминга.