На днях утром мой сын взял свою игрушечную ящерицу, посмотрел ей прямо в глаза и бросил ей в «лицо» самое страшное оскорбление, какое только мог придумать его 5-летний мозг. «Ты - какашка, - сказал он ящерице, а потом, как будто это было не совсем ясно, добавил: - Вонючая огромная какашка!». И это был только один из многочисленных эпизодов за последнее время, связанных с произнесением фекалий и шуток про них!
Для детей определенного возраста туалетный юмор является источником огромного удовольствия. Он звучит в классе и на детской площадке и, к сожалению, регулярно появляется за обеденным столом. И это может свести нас, родителей, с ума! Так почему же какашечная тема так привлекательна для детей? Как мы, взрослые, должны реагировать на туалетный юмор и как ограничивать детей в его использовании?
Основная причина, по которой дети находят такой юмор смешным, проста: реакция самих взрослых на него. «Сначала дети узнают, что слова имеют значение, а затем они узнают, что некоторые слова имеют особую силу, - говорит Лоренс Коэн, доктор философии, автор книги «Игры, которые воспитывают». - Телесные функции обладают особой силой, которая распространяется на слова, их описывающие. Кроме того, дети с первых дней закрепляют опыт использования уборной в сочетании с «секретностью», уединенностью. И дети видят, как взрослые реагируют на слова, связанные с отправлениями. Дети всегда экспериментируют с силой слов, чтобы вызвать у взрослого яркие реакции - смех или смущение. Им это нравится!».
Но есть и еще кое-что. Туалетный юмор может быть способом справиться с… беспокойством.
Психологи знают, что люди часто используют юмор для этих целей - чтобы справиться с тревогой, отвлечься от вызывающих страх мыслей. Например, младенцы, которые боятся разлуки с родителями, во время игры в прятки смеются в момент появления родителя (такие игры обычно сопровождаются словом «ку-ку!»). Дети в возрасте от 3 до 6 лет часто боятся… уборных. И тянут до последнего момента, чтобы туда не идти, вот почему они могут делать свои дела прямо в штанишки.
«Мы, взрослые, принимаем это как должное - что все свои физиологические отправления мы можем сделать в уборной, вот зачем она нужна. Но маленькие дети не относятся к уборным именно так, у многих запирающиеся секретные места вызывают чувство беспокойства», - говорит Лора Маркхэм, доктор философии и автор книг по воспитанию детей.
«Даже если дети приучены к горшку, страх, что с ними что-то может случиться в туалете - очень реален для них и очень пугает». Юмор же позволяет обрести контроль над этим страхом.
«Если вы можете войти в положение испуганного человека и пошутить о чем-то, то заметите, что юмор снимает напряжение, - говорит Дорис Берген, профессор педагогической психологии Университета Майами. - И это социально приемлемый поступок». Это универсальный механизм преодоления: ведь комики шутят про вещи, которые вызывают у нас чувство неловкости или тревоги. Они словно контролируют смущение и дискомфорт, который мы испытываем в «серьезных» ситуациях. Дети делают то же самое, даже если они этого не осознают.
В 1905 году Фрейд описал три стадии развития юмора, и они привязаны к возрастным периодам. Первый этап - игровой, происходит в 2-3 года, второй этап - шутливый, происходит в 4-6 лет, и последний, третий - начинается в 6-7 лет и продолжается до зрелого возраста. В третьем периоде развития юмора формируется уже его специфичность - склонность к остротам, анекдотам, подшучиванию, подразниванию, сарказму и т.д.
«Шутливость» предполагает игривое преувеличение и абсурдность. Туалетный юмор как раз вписывается в эту категорию. Но 4 года это так же и возраст, в котором дети начинают использовать юмор для передачи многих значений, в том числе говорить шокирующие или несочетаемые вещи, которые вызывают смех.
Умение разбираться в тонкостях шуток становится более утонченным по мере развития ребенка. Тем не менее, по словам доктора Бергена, «хорошее чувство юмора может передавать целый ряд эмоций, в том числе очень негативных, которые никогда не могут быть выражены непосредственно».
Родители должны знать, что разговоры о какашках это нормально и такое поведение соответствует возрасту. Но малыш должен быть научен, в каких случаях, где и с кем такие шуточки неуместны. «Вы же учите малыша не пить из собачьей миски, точно так же учите его не отпускать шуточки про пердеж за столом», - говорит Лора Маркхэм. «Так же будьте строгими в отношении туалетного юмора, применяемого, чтобы оскорбить или высмеять кого-то». Она предлагает подходить к этому воспитательному моменту с несколько расслабленным видом: «Я знаю, что тебе нравятся шуточки про пуки и каки, но мы не произносим их за столом».
Майя Коулман, клинический психолог по работе с детьми дошкольного возраста, предлагает свой способ ограничивать туалетный юмор в доме. Она успешно использовала его со своей собственной дочерью и маленькими пациентами. Она называет это «прикольным разговором»:
«Это работает следующим образом: каждый день есть пять минут, в течение которых все является шуткой. Дети могут говорить все, что угодно, независимо от того, насколько это грязно или грубо звучит, и родители должны поддерживать этот разговор смехом и игрой. Если шутка смешная, смейтесь. Если ваш ребенок скажет, что у вас испачканное лицо, вы можете изобразить шок и сказать: «Что? Я думала, что я нежный цветочек». Эффект заключается в снижении эмоционального заряда слов. А смех позволяет напряжению, накапливаемому в течение дня, рассеяться.
И вот что самое интересное. Когда пуки-юмор появляется в социально неприемлемых ситуациях, родители, практикующие прикольные разговоры, могут перенаправить желание ребенка говорить о какашках здесь и сейчас.
«Я в такой ситуации говорю своей дочери: "Упс, нам нужно приберечь это для прикольного разговора». И это позволяет ей справиться с желанием пошутить про кучки-вонючки».
Мы попробовали применить совет доктора Коулман в нашей семье, поставили таймер на пять минут и позволили сыну говорить все самые грубые слова, какие только он знал, а мы смеялись и поддразнивали друг друга. Мы говорили о различных животных, которые какали и по очереди издавали пукающие звуки. И когда пять минут прошли, сын попросил нас угадать, о чем он думает.
- Какашки?
- Нет.
- Пингвиньи какашки?
- Нет… - и выдержав эффектную паузу, сказал: - Зомби…
Подводя итог, нам, взрослым, следует успокоиться и не переживать из-за того, что дети хохочут как ненормальные над глупыми фекальными темами. Это естественная часть их развивающегося чувства юмора. Хорошая новость - это не будет длиться вечно.
Важно понять, что удовольствие, которое ваш ребенок получает от самой грубой пошлой шутки, является окном в большую, более важную истину: если вы хотите знать, что беспокоит ваших детей или что у них на уме, обратите внимание на то, что заставляет их смеяться.
- Дженни Мардер, NY Times, перевод Насти Морозовой.