Найти тему
Слова и музыка Матецкого

STEPPENWOLF: ФЕМИНИЗМ И ПРОВОКАЦИЯ

Для меня группа Steppenwolf всегда была какой-то немного странноватой. Лейбл, на котором они записывались, Dunhill Records, тоже был каким-то чуждым – явно не того же разлива как ставшие родными Vertigo, Deram или Parlophone. Любители пластинок меня поймут: народ всегда на лейблы посматривал – и не зря, - поскольку лейблы «гнули свою политику», а, значит, можно было кое-что предугадать в стиле музыки на том или ином лейбле!

Но при этом у Steppenwolf был убойный хит - песня Born To Be Wild (1968), которая не только звучала на всех трудноуловимых коротковолновых радиостанциях (иностранных, конечно же!), но ещё и дала миру термин “heavy metal” – именно в этой песне впервые прозвучало это волшебное словосочетание в строчке “heavy metal thunder”. 

Не могу не вклинить маленькое лирическое отступление. Автором этой песни значился некто Mars Bonfire, он же Деннис Эдмонтон (Dennis Edmonton), он же Деннис Юджин МакКроан (Dennis EugeneMcCrohan), канадский рок-музыкант и композитор.

Он и его брат Джерри сменили фамилии МакКроан на Эдмонтон ещё в начале 60-х. Братья были частью группы под названием The Sparrows («Воробьи»), которая позже превратилась в Steppenwolf. Ещё одним участником «Воробьёв» был Брюс Палмер (Bruce Palmer), который позже вошёл в состав Buffalo Springfield. Джерри же стал барабанщиком Steppenwolf, а Деннис пошёл по сольному и сонграйтерскому пути. И у него получилось: кроме Steppenwolf его песни исполняли Alice Cooper, Wilson Pickett, Etta James, The Cult, Crowded House, INXS, U2 и даже Bruce Springsteen.

Авторская тема мне близка, поэтому не могу не сказать про то, что в 2015 году Mars Bonfire – живой и здоровый, проживающий с женой в Неваде, - был удостоен премии SOCAN (это канадское общество по коллективному управлению правами, аналог нашего РАО) за Cultural Impact («культурный вклад») на церемонии в Торонто: имелась в виду песня «Born To Be Wild», конечно же. Всё честно!

Но вернёмся в 1971 год - в первые его месяцы группа Steppenwolf отпраздновала три года непрерывного успеха. В этой связи был выпущен сборник «Gold: Their Great Hits». 

-2

Я специально хочу напомнить вам песни с этого диска – это виниловый вариант:

Side one

"Born to Be Wild" (Mars Bonfire) – 3:28

"It's Never Too Late" (Kay, Nick St. Nicholas) – 4:05

"Rock Me" (Dave Grusin, Kay) – 3:39

"Hey Lawdy Mama" (Larry Byrom, Jerry Edmonton, Kay) – 3:00

"Move Over" (Kay, Gabriel Mekler) – 2:53

"Who Needs Ya" (Byrom, Kay) – 2:59

Side two

"Magic Carpet Ride" (John Kay, Rushton Moreve) – 4:30

"The Pusher" (Hoyt Axton, Kay) – 5:43

"Sookie, Sookie" (Don Covay, Steve Cropper) – 3:09

"Jupiter's Child" (Edmonton, Kay, Monarch) – 3:24

"Screaming Night Hog" (Kay) – 3:17

В течение нескольких недель этот сборник активно набирал цифры продаж и честно оправдал свое редкоземельное название, став последним золотым диском группы.

К сентябрю того же 1971 года музыканты вернулись к студийной работе и начали готовить выпуск своего шестого диска, получившего название For Ladies Only. Альбом был задуман как концептуальный – это должно было быть некое «высказывание на тему феминизма». Уже тогда, в начале 70-х, такая тематика была весьма острой – эх, знали бы «волчата», каких размеров острота достигнет через 50 - почти что - лет…

Надо отметить, что в тот поистине исторический в масштабах Steppenwolf, конечно же, момент подходил к концу их первый творчески-активный период. И так получилось, что диск For Ladies Only стал последним альбомом с новым материалом до того, как группа распалась в 1972 году. Альбом был спродюсирован низкорослым, но чрезвычайно активным Ричи Подолором (Richie Podolor), который работал также с группами Three Dog Night и Iron Butterfly. Он же продюсировал и предыдущий, пятый по счёту, альбом группы с названием "Steppenwolf 7" (ха-ха!). На нём, кстати говоря, была песня Renegade, рассказывающая о сложном жизненном пути певца Steppenwolf Джона Кея (John Kay) – он же Joachim Fritz Krauledat.

Вернёмся к For Ladies Only. Альбом был выпущен в ноябре 1971. Его концептуальный характер, по сегодняшним меркам, был бы слабеньким, за одним малым исключением – фотография на развороте диска. Вот тут концепция явно вылезала вперёд, причём в самом неприкрытом виде.

-3

Фото автомобиля в форме пениса, припаркованного рядом с Голливудской аллеей славы – это была сильная задумка на тот момент. Обратите внимание: на обложку это фото в Америке не попало – пуританские нравы не могли допустить такое безобразие, ещё и с натуралистическими элементами декора в виде венообразных молдингов! 

А вот в Европе сингл с такой фоткой вполне «прохиливал»: пример тому французский релиз на лейбле Probe Records, ещё и с ошибкой в написании слова “sparkle” на обложке!

-4

Первый сингл с альбома – также песня автора «Born To Be Wild» Марса Бонфаера под названием «Ride With Me», - анонсировала альбом летом и достигла 52-го номера. 

Затем 6 ноября 1971 года состоялся релиз заглавной песни «For Ladies Only». Она имела сложную структуру, явно не в соответствии с канонами трёхминутного хита. Но слушать её сегодня интересно.

Сингл дошёл только до 64-го места, но, к счастью, не стал «лебединой песней» группы -   позднее, уже после воссоединения, они ещё раз попадут в Тор-30 в 1974 году с песней "Straight Shootin Woman”.

Давайте её тоже вспомним.

Что касается альбома For Ladies Only, то авто-член (а может, правильней «членовоз»), судя по всему, не очень помог - диск дошёл только до номера 54 в списке Billboard 200.

Критики тоже его не очень жаловали: влиятельный Роберт Кристгау (Robert Cristgau) написал: «Эти парни, безусловно, потеряли свою хипповую ауру ...». Вот ещё одно мудрое соображение критика - Джо Вильоне (Joe Viglione) из AllMusic пишет: «Оглядываясь назад, диск For Ladies Only остается изящным артефактом группы, от которой, скорее всего, хотели получить слишком много - но слишком рано».

Я был на их концерте в Нэшвилле в начале 90-х. Дело было летом, на открытом поле, в рамках большого open-air фестиваля. Звук был не 100-процентный, голос с трудом пробивался через всё остальное – Хаммонд орган доминировал. Но кайф был! И Джон Кей исполнял все положенные трюки с микрофонной стойкой, то поднимая её вертикально вверх, то волоча за собой по сцене: noblesse oblige…