Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. Алтын-Кель. Яйлинская прогулка - 2

«Человек находит время для всего, что он действительно хочет» -

М. Достоевский.

Причалившись к Карагайскому песчаному побережью, мы вышли на берег и направились на поиски тропы, ведущей в долину речки Муз. Здесь нам на помощь пришел работник местной базы отдыха, который не только «поставил» нас на тропу, но и дал сопровождающего – белошерстного пса по имени «Пушок». Тропа к водопаду была «добротная», не смотря на то, что почти 2\3 пути до ущелья она проходит по высокотравному лугу. По мере подъема, высота травостоя начала снижаться, а в ущелье, у стыков отвесных скалистых бортов ущелья и его днища лежал снег, присыпанный валежником.

Название Муз носит правая речка, что разрезает своим руслом каменистое тело горы Туолок, стекая в озеро прозрачным потоком, причем, почти перпендикулярно подножию горы. На некоторых картах эта речка именуется Карагаем (Карагай с алтайского «с соснами», «сосна»), как, впрочем, и все побережье южной части Телецкого озера.

Водопад достаточно интересный, необычный, каскадный, общей высотой падения около 20 метров. Сам скалистый уступ, с которого падает вода реки Муз, являет собой различные лики. Слева, выступы скалы складываются в лик довольно воинственной гориллы. А справа, видится богатырский образ воина. В южной оконечности Телецкого озера достаточно влажно, выпадает около 700 мм осадков год. Если вы будете посещать водопад в период с мая по июль, то обработайте одежду противоклещевыми спреями, и соблюдайте технику безопасности. В ущелье, в непосредственной близости от водопада до конца июня может находиться снег. Поэтому, весенний период в ущелье водопада заходит далеко в летний.

Река Муз, водопад
Река Муз, водопад

После прогулки к водопаду Муз, мы благополучно вернулись к берегу озера, уселись в лодку и отправились в направлении поселка Беле, что располагается на восточном побережье Телецкого озера, недалеко от Карагая. Еще будучи в Артыбаше, у нас состоялась встреча, которая слегка изменила тематику нашего путешествия, окрасив его в мистические тона. Так вот, Нелли Киронда подсказала нам, что при внимательном осмотре вершины горы Алтын-Туу можно увидеть «Престол Ульгеня» - божества Верхнего мира в мифологии алтайцев. Но пока он нам не открылся. Всему свое время. Мы вскоре причалили к берегу, откуда начинается дорога, ведущая на Белинскую террасу, где располагается поселок Беле. Подъем затяжной и довольно длительный. Пока мы двигались вверх, навстречу нам спускался небольшой трактор Т-16 с передним кузовом, издающий ухающие звуки, типа: «чих-пых». Наш моторист и тракторист оказались знакомы, поэтому завязалась беседа, в разгар которой мы спросили о местонахождении Белинской «каменной собаки», на поиски которой, мы и заехали в Беле. Станислав Телеков – так зовут водителя, неожиданно нам ответил: « Ждите меня у каменных изваяний, я освобожусь и подъеду». Мы двинулись дальше вверх по дороге. Почти у самого села дорога шла через березовую рощу, где нас окружала какая-то невероятная красота. Почти сомкнутые и высоко приподнятые кроны берез образовывали завесу от жаркого июньского солнца. Белые стволы сплошь заполняли видимое пространство, слегка высветляя легкий полумрак рощи. Очень декоративно смотрелся пышный травяной покров, как бы устилающий почвенную поверхность, дополняя гармоничную картину рощи. Вот и первые домики Беле.

-3

Четвертый и самый маленький поселок на берегах Телецкого озера – Беле. Он расположился на живописной террасе в южном конце озера, на правом его берегу. С высокой террасы от поселка открывается изумительный вид на горы противоположного берега, на глубокую долину реки Чулышман. Берега района Беле сложены легкоразмываемыми древнеледниковыми отложениями, которые образуют значительный шлейф на дне озера. По одной версии название села с алтайского языка «беле, беля», что переводится как рябина. По другой – алтайским словом «бел» обозначалось понятие «плато», где и расположено село. Название «Беле» употребляется для урочища, поселка, кордона Алтайского заповедника и близлежащей горы, высотой 1611 м. По архивным источникам дата образования села Беле – 1870 г. Известно Беле как своим микроклиматом – это самое теплое место на Телецком озере и во всей Западной Сибири, так и самыми лучшими яблоневыми садами. В садах растут яблоки удивительных вкусов и сортов: мельба, пепин шафран, антоновка, грушовка. Сады в Беле созданы по инициативе бывшего директора Яйлинского лесхоза Константина Рослика. В начале 70-х годов 20 века здесь был заложен сад и создан небольшой питомник плодовых деревьев. Поселок Беле и фруктовые сады относятся к территории заповедника. Сады поделены на участки, за которыми ухаживают жители поселка, они же и собирают урожай.

Выйдя за северную окраину селения, мы умылись в роднике, и подошли к стоящим справа от проселочной дороги, двум каменным изваяниям. Правое из них по образу и технике исполнения было тюркским.

Белинское каменное изваяние - единственный подобного рода археологический памятник, сохранившийся в Прителецком районе до наших дней. Впервые науке о каменном изваянии на юго-восточном берегу Телецкого озера стало известно с 1925 года. Именно того года фотография хранилась в архиве известного археолога М.П. Грязнова. Обнаружил каменное изваяние А.Н. Глухов в ходе Алтайской экспедиции, которая исследовала, в том числе, и приустьевую часть Чулышмана и берега Телецкого озера. Еще один уникальный памятник находится в 4 км от поселка Беле.

-4

Отсняв тюркского воина со всех сторон, мы решили самостоятельно отправиться на поиски «каменной собаки» и направились по дороге вдоль яблоневого сада. Мы прошли около полутора километров. Сад закончился, начались березовые рощи, что, видимо, господствовали на склонах и вершине террасы до возведения здесь поселения и фруктовых садов. Погода изменилась. Грозовая туча накрыла небосвод, зацепившись за вершину горы Алтын-Туу. Но солнечные лучи все же отыскали в ней проорешь. Направленный вниз пучок света озарил часть священной горы. Мы кинулись искать смотровую площадку для съемки пейзажа с заведомо известным названием: «Луч света в темном царстве». Очень наглядно в такую погоду смотрелись «Врата в северную Шамбалу» - начало Чулышманского каньона, образованные горами: Алтын-Туу - с запада и Туолок - с востока. Обе горы в том освещении были темно-серыми, а просвет между ними – то есть каньонообразная долина Чулышмана - голубой.

-5

Пока мы снимали этот сюжет, до нас донесись знакомые звуки: «чих-пых… чих-пых…» и мы двинулись в обратном направлении навстречу к Станиславу Телекову и его чудесному трактору. Усевшись в кузов «внедорожника», мы двинулись в путешествие по знакомому маршруту. Я за все время походов и экспедиций по Алтаю на каких только машинах не передвигалась, но это путешествие на тракторе «чих-пых» доставило нам с мужем детскую радость. Через два километра с половиной, наш вездеход остановился, мы выбрались из кузова и направились за Станиславом в левую сторону от дороги, где на небольшом возвышении, среди берез и высокой травы стояла каменная стела, верхняя часть которой явно напоминала голову собаки. Сложно сказать, но следов какой-то искусственной обработки собачьего образа мы не отметили. Это не была скульптура в буквальном смысле слова. Верхнее основание стелы удивительным образом являло собой черты собачьей головы: повислые уши, мордочка, глаза, нос. Каких-то подробностей от Станислава мы не услышали. При осмотре я была склонна считать место культовым, то есть поминально-погребальным комплексом. Возможно, под густым травяным и почвенным покровами есть насыпи курганов – древних захоронений, и эта «каменная собака» - обычный менгир или оленный камень. В Беле мы были в 2011 году, но тогда осмотреть эту «собачку» у нас не получилось, видимо, для всего свое время. Спустя 6 лет все сложилось и получилось. Мы вновь забрались в кузовок «чих-пыха» и поехали с ветерком в обратном направлении.

Пока я расспрашивала Станислава о «Престоле Ульгеня», Слава, толкнув меня локтем, указывал на вершину Алтын-Туу, где с восточной стороны вершины горы был четко виден «каменный силуэт» сидящего человека богатырского сложения. Впечатление от увиденного были настолько сильными, что я не верила своим глазам. Ранее я читала о том, что Золотая Гора – это престол Ульгеня – верховного алтайского божества. Но я считала это мифом, никак не предполагая, что тому есть каменное воплощение. После съемки я спросила Станислава об антропоморфном «изваянии» у вершины Алтын-Туу. Станислав ответил, что белинцы его называют охотником – тем самым, легендарным героем, который бросил слиток золота величиной с конскую голову с вершины горы в знак отчаяния. Нелли Киронда, рассказывая нам о «Престоле Ульгеня», говорила, что виден он с восточного берега Телецкого озера у Беле, но открывается он не всем.

-6

Мы простились со Станиславом и спустились к берегу озера, где нас ждала лодка. День клонился к вечеру. С запада надвигался сплошной облачный полог, предвещающий вечерний дождь. Наша маленькая лодка неслась среди громадных скалистых бортов Золотого озера. Справа мелькали знакомые нам объекты, среди которых - скалистый мыс Артал с остатками крепостных укреплений, устья рек: Челюш, Баскон, Кокши, Аю-кечпес, Корбу, Киште и др. Вот и мыс Айран.

Название мыса Айран («Гора вилы») связано с тем, что наиболее выступающая в озеро его часть представляет собой отвалившуюся от основного массива глыбу, соединённую с берегом низким перешейком, последний при высокой воде затопляется. Тогда оконечность мыса представляет миниатюрный скалистый островок, покрытый кустарниками, среди которых возвышаются несколько деревьев. Айран с алтайского языка – разделённый, раздвоенный. Камень, отделившийся от мыса Айран, имеет три названия: Айры-Таш - отделившийся камень; Кызыл-Таш - красный камень; Кызыл-Юрь (Ээр) - красное седло. Мыс Айран и мыс Чичилган, расположенные друг напротив друга, часто называют «воротам» Камгинского залива. За мысом Айран (в южном направлении) побережье скалистое, и мест для причалов нет. Огромные стаи черных стрижей с громадной скоростью проносятся в воздухе. Здесь, на отвесных скалах, они устраивают свои гнезда. Местами в скалах просматриваются глубокие ущелья.

-7

От затягивающих небо туч стало сумрачно. Накрапывал, усиливаясь, дождь. Вид от мыса Айран в северную сторону озера и в Камгинский залив являл собой серый, разной насыщенности, пейзаж: близлежащие отроги гор, спускающиеся к озеру были томно-серыми, почти черными, а дальние – светло-серыми - они почти сливались с сероватым небосводом и гладью озера. Мы полукругом обошли на лодке скалу мыса Айран и «равнули» к Яйлинскому берегу. Поблагодарив моториста, мы отправились в летний домик, готовить ужин. Но, через три часа мы вновь стояли на берегу, любуясь восходом луны над массивом Корбу, лунной дорожкой и лодочником, пересекающим эту золотистую световую полосу.

-8

Вместе с нами наслаждались вечерним пейзажем и другие отдыхающие, усевшись в «креслах» на берегу озера. Яйлинская идиллия. Для нас – гостей, эта картинка была новым впечатлением, а для местных жителей – это обычный, можно сказать, повседневный пейзаж Яйлинской жизни. Ночью сильно громыхало и сверкало. Это лето, как выяснилось позже, вообще, выдалось шумным от гроз. Но тогда в начале июня, это лето только начиналось, как и впечатления от него. Да, совсем забыла отметить, что на восточном берегу Золотого озера есть весьма интересное место, к которому надо обязательно причалить, если вы отправитесь в водное путешествие по Телецкому озеру. С воды этот каменный выступ скалы напоминает и арку, и окно. Сквозное отверстие по форме – точь-в-точь сердечко из детского рисунка. Еще, если присмотреться, то контур отверстия напоминает «ангела» с расправленными крылышками. Скалистое тело этой арки сложено полосчатой породой, где чередуются белые, видимо, кварцевые, и серые полосы разной толщины.

-9

А если смотреть с берега, то этот же скалистый выступ напомнит вам образ огромного муравьеда, пришедшего на водопой. Каменный зверь жадно пьет живительную воду, не поднимая головы и не прерываясь. Все пьет и пьет, не менее века…

-10

Приезжайте, посмотрите…

Путешествия продолжаются… Фото Ольга Шадрина