Сегодня я хочу рассмотреть, как правильно понимать и оценивать истинное достижение прогресса в развитии особых детей.
В процессе занятий с детьми я часто сталкиваюсь с явлением случайного прогресса.
Что это значит?
Например, ребенок собрал пирамидку в нужном порядке, но на следующий раз затрудняется это сделать, то такой прогресс носит характер случайного. Может быть следующая ситуация: ребенок в каких-то моментах показывает более высокий показатель памяти, но в других условиях или обстановке, в другое время или с другим человеком, результат может быть ниже ожидаемого.
Суть моего подхода к занятиям состоит в том, чтобы сформировать устойчивый навык при тех или иных действиях, который можно проверить в любых условиях.
То есть, если ребенок сегодня делает задание и выполняет его успешно, но в следующий раз не выполняет или выполняет с ошибками, то мы начинаем работу от более низких, но устойчивых показателей, постепенно их усложняя, проверяя на каждом этапе степень сформированности тренируемого навыка. Вывод заключается в том, чтобы идти от простого к сложному и переходить на следующий этап только при неоднократно подтверждённом результате на предыдущем этапе.
Такой пример. Ребенку показываем карточки. Он запоминает одну из трех. На следующий раз снова одну из трех. Случайно один раз он запомнил все карточки, но далее этот результат не повторяется. Отсюда вывод: одна карточка из трех - стойкий результат, три из трех случайный.
Степень усложнения заданий зависит от закрепления базового результата.
Но при этом следует учитывать, что появившееся случайным образом любое достижение, тем не менее, свидетельствует о том, что у ребенка уже есть потенциал к освоению этого навыка. На него следует обратить внимание, отнести его к зоне ближайшего развития и отрабатывать в плановом режиме.
Для того, чтобы достигнуть прогресса в максимально короткий период времени с учетом индивидуального темпа развития конкретного ребенка, я считаю целесообразным проводить не менее трех полноценных занятий со специалистом в неделю.
При невозможности выполнения этой рекомендации в силу объективных обстоятельств (ребенок заболел или реже посещает центр), тогда рекомендую выполнять задания для закрепления материала в домашних условиях, чтобы достигнутый результат не был утрачен.
http://svetlyjgorod.ru