Найти тему

Армяне Дагестана

Армения, расположенная на стыке международных путей, связывающих Восток с Западом, постоянно была театром военных действий для соседних государств. В древности на ее территории происходили военные столкновения восточных деспотий — Ассирии. Вавилона, Ирана. Армения, могущественное рабовладельческое государство, боролась с Грецией и Римом. В V в. н. э., ставшая объектом соперничества между Римской империей и Сасанидским Ираном, она лишилась своей государственной целостности и самостоятельности.

Ученый Омаров Муса Магомедович утверждает, что при армянских царях Трдате IV (287-330) и Хосрове II (330-338) христианство распространяется не только в Армении, но и в Албании.
Армяне в Дагестане жили отдельными поселениями практически всю историю. Историки, полагают, что первые армяне согласно летописям были еще около V века нашей эры - в районе стратегически важной крепости Дербент (армяне ее традиционно называли Чога).

И, основав здесь апостольский храм с патриаршим престолом, стали первыми христианами в Дагестане.

-2

Культура армян исторически существенно повлияла на жившие в Дагестане и будущем Азербайджане племена кавказских албан - предков лезгин, табасаранцев, удин и рутульцев.

Особенно в религиозном плане - армяне обратили многих кавказских албан в христианство. Вместе армяне и дагестанцы бились с наступавшими на Кавказ персами и арабами. Например, армяне и кавказские албаны бок о бок сражались на легендарном Аварайрском поле 26 мая 451 года против превосходящего по силе и численности персидского войска.

Также на самом юге Дагестана, на берегу Каспийского моря, в III веке принял мученическую смерть от язычников армянский миссионер Святой Григорис - первый армянский епископ Кавказской Албании. На месте его мученичества в селе Нюгди Дербентского района Дагестана сейчас можно увидеть небольшой старинный армянский христианский храм Святого Григориса. Недавно он был восстановлен.

-3

А создатель армянского алфавита Месроп Маштоц, как считается, по преданию даже придумал для кавказских албан уникальную азбуку - агванское (албанское) письмо. Ныне азбука эта редко используется, но лезгины иногда делают ею надписи на майках и на своем национальном флаге.

Однако, современные армяне - это более поздние потомки армянских переселенцев XVI-XIX века из Ирана и Турции. Тут они решили поселиться, когда Дагестан стал частью христианской Российской империи.


Например, карабахские армяне в XVIII столетии основали вблизи города Кизляр свое торговое поселение Карабаглы. Ныне это единственный в Дагестане населенный пункт, где компактно проживают армяне.

Дербент в начале XX века имел большой армянский квартал (магал). Много армян переселились в Дагестан из неспокойного Баку в самом начале 1990-х годов.

Сейчас армянская община в Дагестане чувствует себя довольно неплохо. Тут живет приблизительно от 7до 10 тысяч армян. По большей части, это горожане из Махачкалы, Дербента, Кизляра.

Материалы социсследования филиала Ростовского госуниверситета в г.Махачкале в 2005 г. позволяют проследить ряд особенностей. Основная часть опрошенных не желает уезжать из Махачкалы «из-за привязанности к городу и народу», многие — «из-за родственных связей». Неудовлетворенность своим социальным статусом и материальным положением чувствуется лишь у небольшой части опрошенных.

В качестве причин, по которым они хотели бы уехать из Махачкалы, приводятся в основном следующие: «…из-за отсутствия перспективы (в основном — для детей), из-за беспокойства за будущее детей», «…с целью улучшения материального положения». Среди причин отъезда отмечаются также: «Хочу вернуться на родину, где родился и вырос, хочу жить среди людей своей национальности», «По семейным обстоятельствам», «Из-за неспокойной политической обстановки». Для отъезда выбираются самые разные регионы, но большинство предполагаемых мигрантов собираются изменить место жительства в пределах РФ.

Армяне, как наследники древней культуры своей родины, переносят в те страны, в которые переселяются, культурные традиции армянского народа. Значительна роль армянского населения и в жизни Дагестана. Музыкальную жизнь города Кизляра конца XX-начала XXI в. невозможно представить без личностей Р. Меликяна, Н. Мкртычяна, Д. Согомоняна. Все они родились в Кизляре, где и начали свою музыкальную карьеру. Именем Р. Меликяна названо одно из музыкальных училищ Еревана.
Всем в Дагестане известна фамилия Агабабовых. Отец семейства А. Я. Агабабов был выходцем из Западной Армении. Родители жены — из Нагорного Карабаха.

Старший сын С. Агабабов внес великий вклад в музыкальную культуру Дагестана. В 1946 году С. Агабабов поступил в Дагестанский медицинский институт. Параллельно учился в музыкальном училище на теоретико-композиторском отделении. В студенческие годы организовал в медицинском институте хоровой коллектив, создал студенческий эстрадный ансамбль.

Он внес свой вклад и в дагестанский спорт, был нападающим, капитаном, а потом и тренером волейбольной команды республики. В 1951 г. С. Агабабов поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1956 году с отличием. Ему принадлежат более ста произведений — песни, кантаты, инструментальные пьесы, симфонии.

Дело Сергея продолжил младший брат — А. Агабабов. Он известный в Дагестане и в России композитор, доцент, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской консерватории. Аркадий получил начальное музыкальное образование в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А. Гасанова. Другой брат Я. Агабабов и сестра М. Агабабова посвятили себя медицине. Яков работал хирургом, защитил кандидатскую диссертацию. Мария — опытный педиатр-инфекционист, помогла тысячам детей и сейчас, хотя и на пенсии, не может остаться равнодушной к боли или просто проблеме другого человека.
Уже долгие годы приносит людям здоровье и радость заслуженный врач РД, кандидат медицинских наук, доцент М.И. Чурукян. Она прошла большой жизненный путь: врач, ординатор, ассистент, заведующая кафедрой общей хирургии Дагмедакадемии. Сорок лет Мария Ивановна преподавала в ДМА. Она и сейчас оперирует больных.

Некоторые армяне отлично знают непростые местные языки - легко могут заговорить с собеседником на кумыкском или даже аварском.
Даже в самые наспокойные годы противостояния Армении и Азербайджана в Карабахе, в Дагестане никаких конфликтов между армянами и другими народами не фиксировалось.

ИАПС Антитопор-инфо