Найти в Дзене

Известный бизнесмен заставил жену кататься в авто всех клиентов его автосалона. Покупки не совершали из-за плохих дорог

Коллекционировать элитные ретро автомобили могут позволить себе арабские шейхи, уральские миллионеры чиновники. Известно, что мэр Екатеринбурга Александр Высокинский ярый поклонник и собиратель раритетных автомобилей, а музей миллиардера списка Forbes Андрея Козицына с большой коллекцией ретро-авто попал в топ-мест must see на Урале по версии программы «Орел и решка». Разбираемся, когда в нестоличный Екатеринбург пришла мода на ретро-хобби.

В промышленном Екатеринбурге в начале XX века автомобили не пользовались популярностью. Элита в то время с интересом осваивала велосипеды и именной этот вид транспорта считала настоящим шиком.

Для официальных и частных поездок состоятельные люди предпочитали пользоваться собственным выездом (лошадьми) или извозчиками. В России автомобили приживались с трудом. Потребовались многочисленные рекламные акции и участие в них новой техники семьи Романовых, чтобы «аппараты» с бензиновыми двигателями, так их называли тогда, стали всерьез рассматриваться элитой города.

Мода на велосипеды еще долго держалась в Екатеринбурге с приходом авто.wikipedia.org
Мода на велосипеды еще долго держалась в Екатеринбурге с приходом авто.wikipedia.org

Считают, что Николай II проникся интересом к автомобилям после поездок по Дании, но вернувшись на родину, свою машину не завел, предпочитал пользоваться автомобилем князя Владимира Орлова, который в 1904 году впервые пригнал к Александровскому дворцу Царского Села свой Delaunay-Belleville. Осенью 1905 года для потребностей императора были приобретены первые автомобили. К тому времени российские производители предлагали свои варианты техники, но русские монархи предпочитали заграничные колеса. Первыми марками, которые выбрал царь, были Delaunay-Belleville и Mercedes. К началу первой мировой в распоряжении Николая II было до 50 автомобилей, среди них Peugeot, Renault и Rolls-Royce. Император предпочитал открытые автомобили, чтобы быть на виду у народа. Именно в таком он проехал последний раз в Екатеринбурге в 1918 году, когда его и семью перевозили в дом Ипатьева. Через два месяца их убили.

«Царский» автомобиль так и затерялся где-то среди другой техники, реквизированной большевиками. Какой легковой автомобиль стал последним в жизни Романовых не известно, об этом следователи забыли спросить шофера. Известно, что тела убитых в доме Ипатьева перевозили на грузовом Fiat.

В начале XX века продажа автомобилей была рискованным бизнесом. Уравновешивать возможные убытки владельцу первого в Екатеринбурге автосалона приходилось торговлей грелками, суднами для больных, бинтами и термометрами. Российский немец, прибывший в Екатеринбург из Саратова в средине 1890-х, Рихард Штроль начал развивать бизнес с торговли велосипедами, медицинскими товарами, галантереей.

Рекламный автопробег по Екатеринбургу, организованный бизнесменом Рихардом Штрольцом.http://xn--1-7sba3bfrmq8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/history/dom_Syano_proekt/dom_syano_liza/strol/
Рекламный автопробег по Екатеринбургу, организованный бизнесменом Рихардом Штрольцом.http://xn--1-7sba3bfrmq8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/history/dom_Syano_proekt/dom_syano_liza/strol/

Изменить привычки местной элиты приезжему немцу вряд ли бы удалось, но в 1907 году через Екатеринбург промчались участники гонки Пекин — Париж. Возглавляли гонку итальянский князь Сципион Боргезе с супругой. Известно, что автомобилисты ненадолго останавливались в Екатеринбурге. В рискованное путешествие пять автомобильных экипажей отправились, в ответ на вызов французской газеты Le Matin.

«Необходимо доказать, что, пока у человека есть автомобиль, он может сделать всё, что угодно, и добраться куда угодно. Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Пекина до Парижа на автомобиле?», — было написано в январском выпуске газеты Le Matin в 1907 году.

В ту гонку, жители Екатеринбурга видели пять автомобилей: Itala, Fiat, Contal Mototri Tricycle, Spyker и De Dion-Bouton.

На волне ажиотажа, вызванного приездом иностранцев, Рихарду Штролю удалось найти место для будущего автосалона и сделать первые заказы на автомобили и мотоциклетки Peugeot и Wanderer.

Ралли- гонка Пекин-Париж с остановкой в Екатеринбурге.wikipedia.org
Ралли- гонка Пекин-Париж с остановкой в Екатеринбурге.wikipedia.org

Консервативность и несостоятельность местной элиты чуть не загубила бизнес на корню. В первые годы в Екатеринбурге не находилось людей, способных выложить за авто 2 800 рублей. Люди упорно желали использовать конную тягу. Указывали на непроходимость дорог, необходимость менять колеса.

Вместо автосалона по продаже машин, Штролю пришлось организовать прокат авто, в котором устраивались рекламные поездки. А также бизнесмен использовал привлекательность собственной жены, которую просил принарядиться и ездить с ним для привлечения будущих клиентов. Покрыть первоначальные убытки Штролю помогала торговля бельем, парфюмерий и медицинскими товарами. С трудом, но дело стронулось с мертвой точки. Перед входом в город большевиков, кроме гаража Рихарда Штроля, в Екатеринбурге появились и другие автовладельцы. Известно, что сто лет назад в Екатеринбурге были автомобили марки «Руссо-Балт», выпускавшиеся в Риге, Peugeot, но особо популярны были Fiat.

Карьера первого автовладельца Екатеринбурга прервалась внезапно, по доносу завистника. Во время первой мировой войны Штроля, который был немцем, обвинили в шпионаже в пользу Германии, в 1915 году он умер при невыясненных обстоятельствах, во время следствия. Его жену соседи, мечтавшие захватить ее жилплощадь, довели до сумасшествия и спровоцировали конфликт, за который они была приговорена к расстрелу. На автомобилях Штроля стала ездить новая советская элита. Так же случилось и с царскими автомобилями, которыми завладели большевики. В императорском Rolls-Royce по Петрограду разъезжал Лев Троцкий, свои автомобили из императорского гаража были у Ленина и других партийных боссов.

Вполне возможно, что на каком-то из автомобилей Штроля ездила Лиля Брик, которая жила в Свердловске в 1930—1931 году. Ее мужем в 1930 году стал видный военачальник Виталий Примаков, назначенный на руководящую должность в Свердловск. Виталий и Лиля жили в самых элитных в то время домах: в «Доме чекиста», «Первом доме Горсовета». В своих письмах Брик пишет о частых поездках на автомобиле на озеро Шарташ, на стройку Уралмаша, да далекий завод за 100 километров. Марки автомобиля, который был закреплен за военачальником, она не указывает.

Лиля Брик в авто.https://russiainphoto.ru/search/? tag_tree_ids=13050
Лиля Брик в авто.https://russiainphoto.ru/search/? tag_tree_ids=13050

В Советском Союзе автомобили практически весь двадцатый век оставались маркером социальной избранности. Но существовали марки, которые невозможно было приобрести обычным людям. Их получали только чиновники высокого ранга и только по спецраспределению. Это были «Чайки», машины, которые появились на Горьковском автозаводе в конце 1950-х.

Для того, чтобы побудить мысль отечественных конструкторов, которые к тому времени зашли в тупик, в США купили несколько образцов умирающих американских брендов Packard и Imperial. Их доработка русскими конструкторами дала неплохие результаты. О том, как выбирали имя для нового автомобиля, существует несколько историй. Одна из версий: решено было, что машина будет опережать все до сих пор выпускающиеся Волги, парить над Волгой как Чайка. В 1959 году «Чайка» вышла в серийное производство. До сих пор точно сколько таких авто было выпущено. В прессе проходили цифры: от 1000 до 3000 экземпляров. Связано это было с особенностями учета машин после ремонта.

Сразу после официального представления в высших эшелонах власти за «Чайку» разразилась настоящая война. Один из таких, вожделенных чиновниками автомобилей, можно увидеть в Ельцин Центре. Это ГАЗ-14. Принадлежала она, как нетрудно догадаться, Первому секретарю Свердловского обкома КПСС Борису Ельцину. По словам личного водителя Ельцина, далеко не все первые секретари обкомов имели подобные машины. По статусу без проблем получить такую машину могли только главы союзных республик. Но даже в этих обстоятельствах «Чайка» оставалась парадным автомобилем для особых случаев. На повседневку Ельцин использовал «Волгу».

Машина, которую можно было изредка увидеть на улицах Свердловска — это «Чайка» 1979 года выпуска. Точно известно, что Ельцин пользовался этим автомобилем с 1983 по 1985 годы. Что интересно, сидения машины были с подогревом. Мощность двигателя около 200 лошадиных сил, объем двигателя — 5,5 литров. Данные автомобили производились с 1976 по 1988 годы.

Автомобиль Борис Ельцина, стоит в его центре в Екатеринбурге.
Автомобиль Борис Ельцина, стоит в его центре в Екатеринбурге.

Мрачноватый удлиненный силуэт правительственной «Чайки» настолько вводил в транс граждан, что глава государства, Леонид Брежнев снизошел и позволил пользоваться народу некоторыми из бывших в употреблении машин. Государство при этом получало неплохую прибыль. В семидесятых годах было разрешено зарабатывать на ГАЗ-13 деньги — машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50 рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему «Трансагенства». «Волга» при этом стоила 25 рублей.

Идея Штроля о прокате машин нашла применение и в СССР. Основная масса «Чаек» была сосредоточена в Москве. Помимо ЗАГСов, «Чайки» обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР. В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Но это не значит, что они им принадлежали. Они были только закреплены за владельцем и обслуживались. Тринадцатая модель «Волги» заметно отличалось от той, что была закреплена за Борисом Ельциным.

Автомобиль Владимира Высоцкого. Сейчас находится в его музее в БЦ «Высоцкий» В Екатеринбурге.Фото: Анна Майорова
Автомобиль Владимира Высоцкого. Сейчас находится в его музее в БЦ «Высоцкий» В Екатеринбурге.Фото: Анна Майорова

Не имея возможности приобрести некоторые модели из флагманов автопрома, граждане СССР сосредоточились на апгрейде существующих авто и делали решительные попытки экспорта автомобилей. Первоначально это могли себе позволить единицы, например, актер Владимир Высоцкий. Один из его семи знаменитых автомобилей сегодня можно увидеть в Музее Высоцкого в Екатеринбурге.

В 1976 году в Германии Владимир Высоцкий и Марина Влади купили подержанный Mercedes-Benz 1974 года выпуска. Это был второй или третий Mercedes в Советском Союзе с отечественными номерами. Такая же модель была у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Mercedes 450 W116 относился к семейству автомобилей S-класса, появившихся в 1972 году. Имел первую в мире систему ABS, гидропневматическую подвеску, а также трехступенчатую АКП.

До падения Советского Союза в почти каждом дворе мелькала какая-нибудь «Победа» или старая «Волга». В новой России, натешившись бумерами, хаммерами, кадиллаками и лимузинами, элита начала скупать ретро-авто. Коллекции ретро-автомобилей сейчас ценятся как и собрания живописи, и современного искусства.

Татьяна Мосунова

#Мосуновости