Карпаты» (укр. Карпати) — мопед, (мокик) выпускаемый на Львовском мотозаводе.
Карпаты
Мопед (мокик) "Карпаты-2" Львовского мотозавода 1986 г.
Общая информация
Производитель
СССР → Украина, Львовский мотозавод
Годы выпуска
1981—1997
Предыдущая модель
«Карпаты» (и модификации)
Следующая модель
«Карпаты-2» (и модификации)
Тип
мокик
Двигатель
V-50, V-50M («Карпаты»),
V-501, V-501M («Карпаты-2»)
Тип
бензиновый, двухтактный
Объём
49,8 см3
Максимальная мощность
1,8(2,8 на 3 кольцевом поршне) л. с. (1,5 кВт )
Максимальный крутящий момент
3Н*м Н·м, при 4200-4600 об/мин
Цилиндров
1
Макс. скорость
40
Расход топлива при смешанном цикле
2,2
Расход топлива при городском цикле
2,5
Расход топлива на трассе
2,0
Система питания
Карбюратор К-60 или К60В
Охлаждение
встречным потоком воздуха
Материал блока цилиндров
алюминий
Материал ГБЦ
алюминий
Тактность (число тактов)
2
Рекомендованное топливо
Смесь бензина А-76 с маслом М12ТП в соотношении 50:1 (Карпаты-1), смесь бензина А-72,76 с маслом M-8 (Карпаты-2),смесь бензина А-76,80,АИ 92 с маслом М-8
Составляющие
Система смазки
маслом, смешанным с топливом
Сцепление
трёхдисковое в масляной ванне в моторе V-50,V-50M,V-501,V-501M
КПП
2-ступ.
Число ступеней
2
Передаточные отношения
1 передача
2,08
2 передача
1,17
Задняя передача
отсутствует
Переключение
ручное(Ш-58,V50,V-50м) /ножное (V-501м)
Привод
цепной
Подача топлива
самотёком
Передняя шина
2,50-16 или 2,75-16
Задняя шина
2,50-16 или 2,75-16
Технические характеристики
Ёмкость бака
7,0
Максимальная нагрузка, кг
100
Максимальная скорость, км/ч
45
Габариты
Длина, мм
1 820
Ширина, мм
720
Высота, мм
1 100
База мотоцикла, мм
1 200
Дорожный просвет, мм
100
В 1970 было начато производство серии мопедов «Верховина», которые оказали существенное влияние на отечественную мототехнику того времени[1]. С весны 1981 года завод стал выпускать модель «Карпаты-1»; в 1986 году её сменила модифицированная модель «Карпаты-2». Мокики «Карпаты-2» и «Дельта» (Рижского мотозавода) были c аналогичными по конструкции моторами.[2].
Выпускались модели:
«Карпаты» (ЛМЗ-2.160, ЛМЗ-2.160C, ЛМЗ-2.160-01) — двигатель Ш-58, S-62, S-62M или V-50[3][4].
«Карпаты-2» (ЛМЗ-2.161) — отличался от модели «Карпаты» формой бака (отсутствуют круглые резинки на баке, пластмассовыми крышками на раме (до 1986 года маленькие крышки с цифрой «50») и задний квадратный фонарь. Устанавливались двигатели V-50 (позже V-50M) с ручным переключением передач или V-501 (позже V-501M) с ножным переключением передач.[3][5].
«Карпаты-2 Люкс» (ЛМЗ-2.161Л, ЛМЗ-2.161Л-01) — на модель «Карпаты-2 Люкс» дополнительно устанавливали указатель поворота и усиленный багажник, рассчитанный на вес в 15 кг. На модель ЛМЗ-2.161Л-01 устанавливался двигатель V-50 или V-501 (позже V-50M или V-501M).[3][5].
«Карпаты-2 Спорт» (ЛМЗ-2.161С, ЛМЗ-2.161С-01) — данной модели придали спортивный облик: выхлопная труба верхнего расположения с установленным на ней защитным кожухом (экраном), руль с дополнительной перемычкой (как у спортивных мотоциклов), изменена форма заднего багажника и крепления переднего крыла. Между задним фонарём и сиденьем была установлена ручка-бугель для удобства переноски мопеда. Машины окрашивались красный, оранжевый, зелёный, вишневый, бежевый цвета[6]. На модель ЛМЗ-2.161С устанавливался двигатель V-50 или V-501 (позже V-50M или V-501M)[3][5].
С 1984 года предполагался выпуск мопеда «Львов» (ЛМЗ-2.170) с двигателем M531/541 KG-40 производства немецкой компании Simson.
В XXI веке мопеды «Карпаты» демонстрируются в музеях советских ретроавтомобилей и в частных коллекциях.
Мопед «Карпаты» выпускался с 1981 года по 1997 год[7]. Отличия Карпат:
Карпаты С 1981 по 1985 год передняя фара была металлическая чёрного цвета с хромированным ободком, крылья хромированные, боковые черные пластмассовые крышки на раме с оттиском 50, задний фонарь не квадратный, багажник хромированный. Карпаты первых выпусков 1981-1982г имели закрытые задние амортизаторы, пружины не было видно. Двигатель Ш-58 на ставился только в 1981 году. С 1981 по 1982 г. устанавливался мотор S-62. C 1982 по 1983 г. устанавливался мотор S-62M. С 1984г ставился V-50 с тонкими валами кпп. Цвета мопедов Карпаты: Зеленый, вишневый, кирпично-оранжевый, красный, голубой.
Карпаты-2 С 1986 по 1997 год устанавливалась металлическая фара с хромированным ободком до 1987г, с 1988 -1990г. большая пластмассовая квадратная фара, с 1991-1997 маленькая пластмассовая квадратная фара. Крылья хромированные до 1989 года, с 1989 по 1997 крылья красились в один цвет с рамой, боковые крышки массивные без надписей, задний фонарь квадратный, багажник был покрашен в цвет мопеда. Цвета мопедов Карпаты-2: Кирпично-оранжевый, вишневый, темно-красный, зеленый, желтый, голубой, черный.
Недостатки мопеда Карпаты. По воспоминаниям владельцев мопедов Карпаты 80х-90х. Слабые места на Карпаты это сама рама. Рама была сделана из некачественной стали неизвестной марки. Практически каждая рама была криво сварена уже на заводе. Если посмотреть на мопед сзади, то было видно колеса стояли Х-сом. Лопалась рама на сварочных местах. При повторной проварке лопалась уже рядом с новым швом. На раме трескались и отрывались все кронштейны крепления двигателя, крепления заднего крыла, а также рулевая колонка. Качество приваренных криво деталей на заводе о себе давало знать буквально сразу. Рама Карпат 1, до 1985 года была крепче чем после 1985г. Рамы мопеда Верховина были намного крепче и качественней как по металлу так и по сварочным местам.
Многие мальчики 80х 90х при прыжке с горки оставались с рулем в руках и со шрамом на лице. На Карпатах практически никогда в кроссе не участвовали. Карпаты мог пустить волну (как в верхнем брейкденсе) если его хорошо пошатать за руль.
Неудачная конструкция ведомой звезды на колесе как на первых моделях Карпаты 1 (звезда была жестко прикручена к колесу через алюминиевый треугольник. Раскручивались болты постоянно, звезда болталась, болты терлись об задний маятник и заднее колесо заклинивало с известными последствиями вплоть до падения, выламывания части вторичного вала с двигателя вместе в ведущей звездой и частью картера) так и на последних. Хотя на Верховине 3 первых выпусков стоял надежный узел схожий по конструкции с Ригой. Но завод пошел своим путем, т.е. упростил конструкцию.
Плюсы по сравнению с мопедом ДЕЛЬТА. У Всех мопедов Карпат стояло удобное сидение с бардачком под ключи и велосипедный насос. Бензобак на 7 литров.