Найти в Дзене

История театра. часть 1

Мы до сих пор пользуемся этим изобретением древних греков, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит, это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе. Зарождение театра связано с праздниками в честь Диониса. Люди наряжались в сатиров, лесных богов - спутников Диониса, надевали козлиные шкуры и маски и прославляли его песнями – дифирамбами. Слово «дифирамбы» происходит от восторженного припева в честь бога «ferambe- dithyrambe », оттуда и пошло крылатое выражение «петь дифирамбы», то есть «восхвалять кого-то сверх меры». Позже появились первые пьесы, сочиненные поэтами, которые не были связаны с мифами о Дионисе. Тогда греки и начали строительство первых театров. Это был V век до н.э. Театр представлял собой круглую арену (орхестру — в переводе «место для плясок»), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места. Потом, гораздо позже, и не в Греции, а

Мы до сих пор пользуемся этим изобретением древних греков, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит, это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе.

Зарождение театра связано с праздниками в честь Диониса. Люди наряжались в сатиров, лесных богов - спутников Диониса, надевали козлиные шкуры и маски и прославляли его песнями – дифирамбами. Слово «дифирамбы» происходит от восторженного припева в честь бога «ferambe- dithyrambe », оттуда и пошло крылатое выражение «петь дифирамбы», то есть «восхвалять кого-то сверх меры».

Позже появились первые пьесы, сочиненные поэтами, которые не были связаны с мифами о Дионисе. Тогда греки и начали строительство первых театров. Это был V век до н.э.

Театр представлял собой круглую арену (орхестру — в переводе «место для плясок»), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места. Потом, гораздо позже, и не в Греции, а в других странах, на орхестру стали сажать музыкантов. Оттуда и появилось слово оркестр. Но в Греции на орхестре играли только актеры, музыкантов не было.

Места для зрителей и назывались «театрон» — что в переводе с греческого означает «место для зрелищ». Именно от этого слова и появилось сегодняшнее слово театр, то есть это не место где что-то показывают, а место где нужно на что-то смотреть. В V в. до н.э. в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции.

Первые, самые почетные, места со спинками предназначались для знати, жрецов, послов других государств и тех, кто имел заслуги перед родным городом (в афинском Театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные — без спинок и на открытом солнце — для остальных зрителей. Театр строился с таким расчетом, чтобы в нем могли поместиться все граждане города.

Схема древнегреческого театра
Схема древнегреческого театра

Постепенно за орхестрой напротив театрона стали возводить небольшое здание - скене - для переодевания актеров, хранения инвентаря и костюмов. Там же актеры отдыхали, если им не нужно было на данный момент играть роль. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад, и слово" скене" стало знакомой нам сценой.

В театре могли играть только мужчины. Они играли роли женщин, детей, стариков. Для того, чтобы зрители поняли образ, который пытался передать актер - актеры носили маски. За один спектакль они могли сменить более десятка таких масок. А для того, чтобы передать образ бога, мужчина надевал специальные высокие сандалии - котурны. Он становился намного выше других актеров, тем самым подчеркивая божественное начало передаваемого им образа.

Театральные пьесы показывали не часто, только по большим праздникам (два-три раза в год), зато представления могли длиться весь день - если по сценарию актеры показывают восьмичасовой отрезок жизни, то и представление длилось столько же.

Помимо мужчин - актеров, в театральных постановках принимал участие и хор. Хор объяснял зрителям смысл происходящего на сцене, вступал в дискуссии с актерами, высказывал свое мнение - правильно ли поступил герой или нет.

-6

В Древнегреческом театре было 2 вида представлений – трагедия и комедия. Трагедия, в переводе с древнегреческого "Песнь козлов" ( tragos - козел, ōidē - песнь), была высоким жанром. Трагедия обычно создавалась на основе мифологического сюжета, известного зрителям. Развитие событий в ней приводило к катастрофическому для персонажей исходу, пьеса держала зрителей в напряжении, демонстрировала глубокие и серьезные конфликты между богами, человеком, государством и обществом. Лучшими авторами античных трагедий считаются Эсхил и Софокл.

Комедия (в переводе с греческого komos - веселый, ōidē - песнь ) - отражала смешное и «низкое». Лучшим греческим комедиографом современники признавали афинянина Аристофана. Он изображал людей в обычных ситуациях - дома, на рынке, в гостях, описывал из ссоры, примирения. Поэтому такие пьесы были очень близки человеку.

-7

Древние греки очень любили свой театр. И даже если им не нравились постановки, все равно, ходить в театр было положено. Театр выступал в качестве политического клуба, лектория, здесь поднимались вопросы общественного характера. Так что посещение театра, можно сказать, было обязанностью каждого гражданина.

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, впереди Вас ждет много интересного!