Архитектор В.В. Кавельмахер посвятил 20 лет своей жизни изучению памятников Александровской слободы. В 1991 г. в ходе очередного обследования лестницы Распятской колокольни среди мусора он обнаружил небольшой сверток бумаги с сохранившимися нитью и кусочком печати. После реставрации и укрепления бумаги уцелевшие строки перевел известный историк Б.Н. Флоря.
«Миколай… полковник Войска его Кор. Милости.
Всем и каждому их милостям паном ротмистрам солдатам пахолкам
Сообщаю В.М. будучи послан я с полком своим для сбора продовольствия в этот Переяславский край идя откуда под столицу к королю Е.М. пришел к Александровой слободе, там издавна привыкли горожане той слободы закрываться на колокольне и в то время, когда пришел я с полком моим закрылись на той колокольне, где после моего послания к ним … чтобы крест на имя короля Е.М. целовали и так видя то, что усидеть не могли, согласились и выехав, выслали ко мне, чтобы я выслушал их /кресто/целование, там же, выслушав, я также им присягнул на том, что не будет на них никакого нападения от полка моего, как от солдат, так и от пахолков и сами, и жены их, дети их и имущество, сколько у них есть и просят, что если бы кони из других полков пришлось идти через слободу походом или набегом, чтобы этим слобожанам согласно присяге моей кривды никакой не чинили, чтобы и потом /по/принесены жалобы был /виновный/ наказан смертью и потерей чести
Дано в Слободе дня 20 сентября 1618
Николай О…»
Александровская слобода интересовала интервентов лишь как база для сбора продовольствия и фуража. Но ее вовлекала в театр военных действий близость, как к Переславлю-Залескому, так и Троице-Сергиеву монастырю. Их Станислав Чаплинский со своими «черкасы» пытался безуспешно захватить в сентябре 1618 г.
Из фразы «там издавна привыкли горожане той слободы закрываться на колокольне» можно сделать вывод, что польский полковник «Николай О» уже был в Слободе во время трагических событий 1611 г., описанных в «Дневнике Яна Сапеги»: «Послал Е.М. к тем же людям [слобожанам], чтобы сдались: «Так как от них не отступлю, не взявши их». В этот же приступили наши к ним с усердием и подручные средства к ним приставляли так, что они почти все в наших руках были. В этот же день ночью, те прислали одного человека из своих к его милости пану гетману просить о милосердии 18 июля. Утром сдались те люди посадские, которых было вместе со стариками до полутора тысяч. Там же со звонницы, с самого верха одна девушка, перекрестившись, отважно бросилась и погибла. Потом дрова, которые были приготовлены для сожжения той звонницы, загорелись, что причинило большой вред русским людям, ибо одних огонь сжег, другие со страху повыбрасывались…».
Но вот какая фамилия была у полковника «Миколая/Николая О», и какую роль он играл во время польско-литовской интервенции, исследователи пока не установили.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.