Найти в Дзене
Михаил Щапов

Денег на леса нет, но вы держитесь

Михаил Щапов о ситуации с тушением лесных пожаров: Вчера на совместном заседании нашего комитета ( по бюджету и налогам) и комитета по природным ресурсам разбирались с тем, почему у нас в стране нет денег на охрану лесов и тушение лесных пожаров. Если коротко. По закону деньги на все, что связано с лесами должен выделять федеральный центр. В нормальной ситуации он должен давать денег столько, сколько нужно, чтобы лес не воровали, саженцы высаживали, все пожары тушили. В реальности денег выделяется 20-30% (!!!) от необходимого.  Простой пример, к чему это приводит. Чтобы охранять леса нужно 40 тысяч инспекторов. Денег хватает на 20 тысяч. Зарплата у них: около 15 тысяч рублей. В крупных регионах на одного инспектора приходится 200-300 тысяч Га леса. А потом мы удивляемся, почему у нас кругляк составами вывозят в Китай.  Главный вопрос: почему страна тратит на сверхценный ресурс так мало денег? Ответ: бюрократия и безответственность. Для распределения денег еще в 2006 году придумали спе

Михаил Щапов о ситуации с тушением лесных пожаров:

Вчера на совместном заседании нашего комитета ( по бюджету и налогам) и комитета по природным ресурсам разбирались с тем, почему у нас в стране нет денег на охрану лесов и тушение лесных пожаров.
Если коротко. По закону деньги на все, что связано с лесами должен выделять федеральный центр. В нормальной ситуации он должен давать денег столько, сколько нужно, чтобы лес не воровали, саженцы высаживали, все пожары тушили. В реальности денег выделяется 20-30% (!!!) от необходимого. 
Простой пример, к чему это приводит. Чтобы охранять леса нужно 40 тысяч инспекторов. Денег хватает на 20 тысяч. Зарплата у них: около 15 тысяч рублей. В крупных регионах на одного инспектора приходится 200-300 тысяч Га леса. А потом мы удивляемся, почему у нас кругляк составами вывозят в Китай. 
Главный вопрос: почему страна тратит на сверхценный ресурс так мало денег?
Ответ: бюрократия и безответственность.
Для распределения денег еще в 2006 году придумали специальную методику. При этом забюрократизировали процесс и размазали ответственность так, что никто не может понять, как рассчитываются деньги и кто за это отвечает. 
Вопросов к методике - десятки.
Вчера их задали Рослесхозу.
Буквально несколько из них:
1. Закупается техника для лесных патрулей и пожарных расчетов, а денег на ГСМ, запчасти федерация не выделяет. В методике этих позиций нет. Откуда брать ГСМ и запчасти? 
2. В основе методики лежит норматив расходов в рублях на гектар леса. Тут все логично: у нас в Иркутской области 60 млн Га леса, а где-то и миллиона нет. Но почему-то так получается, что в лесных регионах норматив 1-2 рубля на Га, а в безлесых - 800-1000 рублей. То есть тратим деньги не там где горит, а там где меньше леса. Где логика?
3. (это есть на видео). Не учитываются так называемые резервные леса. Это леса, которые в ближайшие 20 лет не собираются пилить. Например у нас в Иркутской области их почти 30% - 20 млн Га. Они ведь тоже горят, но федерация просто не дает денег на их тушение. Не надо пилить, не надо и тушить?
4. (тоже есть на видео). Не учитывается, что тушение лесных пожаров по стоимости в разных зонах может различаться НА ПОРЯДКИ. Например тушение пожара в зоне, где есть дороги и можно подогнать технику стоит в 20 (!) раз дешевле, чем в зоне, куда можно долететь только на вертолете. Очевидная вещь, но при распределении денег как-то... выпала. А у нас в Иркутской области таких лесов три четверти.
5. Ну и половину коэффициентов и значений в методике не может (или не хочет) объяснить вообще никто: ни Счетная палата, ни Рослесхоз, ни Минприроды. Откуда они взялись, почему именно такие - никто не знает. 
По итогу договорились, что методику нужно менять. Причем срочно. Чтобы методику нужно менять. постараться успеть к корректировке бюджета 2020 года в марте. Иначе в следующем году опять будем гореть, как в этом.
В целом же, я считаю, что основная проблема даже не в методике, а в том, что ответственность за леса размазана между федеральным центром и регионами. Всю ответственность нужно передать Рослесхозу. Соответствующий законопроект я внес еще в сентябре. Если его принять, тогда деньги быстро найдутся, и методика станет прозрачной и лесных инспекторов станет достаточно, и деньги на ГСМ появятся.
Простая управленческая практика: если нет одного ответственного, результата точно не будет.