Найти в Дзене
Киномеханик Макс

"ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНУТ СТАРШЕ"

(с) Киномеханик Макс

Кадр из фильма П.Джексона "Они никогда не станут старше"
Кадр из фильма П.Джексона "Они никогда не станут старше"

"Мертвый немец сидел, прислонившись к стене окопа, держа в руках гранату. Он был красивый малый. Напоминал отца"

Питер Джексон создал один из самых пронзительных и самых страшных фильмов о войне. Фильм, от которого невозможно оторваться. Ты как завороженный сидишь и слушаешь огромную полифонию боли, надежд, ужасов, отрешенности. Вся бессмысленность войны, вся её мерзость становится осязаемой и бьет в самое сердце как слепая пуля.

В 2015 году Джексону и его команде предложили создать документальный фильм к столетию окончания Первой Мировой войны.

Военный музей и канал Би-би-си отправили режиссёру более 100 часов кинохроники времён войны и 600 часов интервью с ветеранами Первой мировой, записанных ещё в 60-е годы.

Джексон не хотел делать еще одно стерильное кино от Би-Би-Си. Ему пришла в голову мысль – показать войну так, будто это снято сегодня.

Кадр из фильма П.Джексона "Они никогда не станут старше"
Кадр из фильма П.Джексона "Они никогда не станут старше"

Весь огромный пласт материалов был тщательно реставрирован. Но самой тяжелой задачей стало выравнивание частоты кадров. Современный стандарт — 24 кадра в секунду, но в записях начала 20-го века эта цифра непредсказуемо скакала в диапазоне от 10 до 18.

Команда задействовала огромный мощности, стабилизировала и колоризировала изображение. На движения губ тех, кто попадал в кадры кинохроники, наложили звук. Фразы, которые они говорили, расшифровали, записали с актёрами и наложили на видеоряд.

Итог получился ошеломляющим.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Мы не были похожи на обычных людей. Вы могли поговорить с товарищами, и они вас понимали. Но с другими людьми вы бы просто потратили свое время. Какими бы хорошими и отзывчивыми они бы ни были, их попытки сочувствовать отображали то, что они вообще ничего не понимали"

Это фильм о войне как таковой. Не историческая хроника, но хроника людей на войне. Об окопном братстве и о пределе человечности. Об окружающей смерти и о том, что «в армии нет неподходящего размера ботинок». О «Пауле Боймере», который наблюдал, лежа в грязи, за бабочками.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Ноги и руки были разбросаны повсюду. Романтические мысли по поводу войны рассеялись. Я знал, что нам не отдадут приказ. Ведь больше никого не осталось"

Здесь говорят десятки людей, десятки «Паулей Боймеров», тех, кто выжил, бросаясь в атаку по трупам товарищей, и их которых в мгновение ока вылетали напрочь все патриотические воззвания тех, кто в это время в высоких кабинетах курил сигары, пил дорогой алкоголь и подсчитывал барыши.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Было столько трупов, что невозможно было на них не наступать. Я пытался перешагнуть, но сержант позади сказал мне, что я не должен придавать этому значения и идти дальше"

Это совершенно простые истории обыкновенных людей, попавших в страшную мясорубку. Ты слушаешь эти голоса, рассказы, доносящиеся через много лет. И они звучат рядом.

Один из самых цепляющих, прошибающих насквозь приемов – когда Джексон показывает улыбающихся солдат и офицеров, глядящих в камеру, а голоса рассказывают о том, как они погибали. Как умирали их друзья, с которыми они играли в футбол. Как от взрывов людей разносило в куски. И как мир вокруг неотвратимо менялся. Эти взгляды… Их надо видеть. Надо смотреть в эти глаза…

"Вы не смотрите, а видите, вы не слышите, а слушаете. Вы чувствуете вкус неба и ощущаете запах дыма и смерти. Исчезла вся показуха цивилизации"

Джексон снял правду. Без оценок, без мифологии, без реверансов в одну или другую сторону. Навскидку могу вспомнить только один подобный фильм, только из художественных – «Лодка» Вольфганга Петерсена. Но то – игровое кино. А здесь – реальность.

Он показал войну такой как она есть. Без лицемерия, прикрас, идеологии и голимого пафоса. Со всеми её странными, страшными, иногда и смешными моментами – как это обычно бывает в жизни и смерти.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И ты соприкасаешься с этим всем напрямую. Сам переносишься на эти взрыхленные поля. Рядом с тобой погибают твои товарищи. А ты, в мокрых штанах, в форме, которую не менял четыре года, с залепленным грязью и кровью, чужой и своей, бежишь с винтовкой наперевес, молясь только о том, чтобы тебя убили, а не оторвали руки и ноги. Кому будет нужен калека? Особенно ветеран войны.

"Снаряд попал в парня и оторвал ему левую руку и левую ногу. Левый глаз висел со щеки. И он звал Нэнни… Я его застрелил. Мне пришлось его пристрелить. Он умер бы в любом случае, а я избавил его от страданий. Мне больно…"

Нам обязательно надо их слышать.