Как спектакли и арт-терапия помогают детям стать увереннее, что для этого нужно
В миниполисе Радужный работает направление «Арт-театр». Ольга Ким – режиссёр, педагог-психолог и художественный руководитель арт-театра. В основе её обучения театральному искусству и актёрскому мастерству лежит арт-терапия.
- Что такое арт-терапия? И как она применяется в обучении детей?
- Арт-терапия в Россию пришла к нам давно из-за границы, но стала набирать популярность только сейчас, - говорит Ольга Ким. – Пока она наиболее распространена в Санкт-Петербурге, и Москва с каждым годом подхватывает эту тенденцию. Александр Иванович Копытин - доктор медицинских наук и один из немногих в России, кто занимался изучением арт-терапии и с конца 1980-годов внедрял её методы в медицину и образование. Сейчас по его методикам обучают детей. Александр Иванович - специалистом, у которого я получила повышение квалификации по драма-терапии в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Арт-терапия существует не только для работы с обычными детьми, она особенно полезна ещё и для тех, у кого есть небольшие психологические трудности, например заикание, или серьёзные, такие как аутизм. На направлении «Арт-театр» создано несколько групп, и одна из них для детей, которые как раз испытывают какие-то сложностями в общении или трудности в развитии. Наши занятия – это своеобразная психотерапия, которая помогает ребёнку раскрепоститься, правильно выстроить с ним контакт, чтобы он мог развить в себе творческие качества и побороть заикание или стать более общительным в случае с синдромом аутизма. Дети хотят учиться! А когда они попадают на сцену, я вижу, как они преображаются.
- Каков результат этой работы?
- Самое главное, что после наших занятий дети становится ещё счастливее. Они становятся увереннее в себе, у них появляются силы для того, чтоб побороть в себе страхи. Дети преображаются на наших занятиях, начинают больше улыбаться, шалить. Мамы, приводя ко мне своих деток на занятия, говорят: «Он такой зажатый, скромный, ни с кем не общается». На я предлагают родителям подождать полгода. Ребёнок будет вести себя уверенно и раскрепощённо. Для детей очень важно выстраивать коммуникацию с другими детьми. И если у него это не получается, ему просто нужно помочь. Мы занимаемся в игровой форме, мы - актёры театра, который в творческой атмосфере дает детям возможность стать теми, кем они на самом деле являются, освободиться от страхов и быть уверенными.
- А каким образом ребенок, играя в театре, может стать самим собой? Разве ему для этого не приходиться вживаться в другие роли?
- Мы готовимся не только к спектаклям. Каждое занятие мы в игровой форме прорабатываем с детьми массу упражнений, которая постепенно формирует в каждой личности уверенность и позволяет свободно общаться, ничего не стесняясь. Кроме групповых занятий у нас обязательно есть индивидуальные. Они помогают ребёнку раскрыться так, как он не может этого сделать в присутствии других детей. А следующий шаг - это, конечно, участие в спектакле. Конечно, для этого мы разучиваем роли, и у каждого она своя. Роль позволяет ребёнку работать над собственными трудностями, играючи их преодолевая.
- Расскажите об успехе Ваших учеников и структуре занятий?
- Одна девочка ходит ко мне вместе с мамой уже третий год. У ребёнка аутический синдром. Проявлялись нарушения, была замкнутость, ребёнок плохо взаимодействовал с окружающими. Сейчас они уже перестали заниматься с психологом, острая необходимость в этом полностью исчезла. Ребёнок бежит на театральные занятия с особым удовольствием. У неё на сцене блестят глаза, она говорит о том, что раньше не могла по многим причинам сказать вслух. Методики арт-терапии работают и дают большие результаты! Наши занятия - это плавный переход от состояния скованности к освобождению, в процессе которого ребёнок становится самим собой. Родители часто спешат увидеть спектакли с участием своих детей. Только родителям очень важно с этим не торопиться. Смысл наших занятий не в факте театральной постановки, а в работе над собой. У нас обязательно проходят открытые уроки, на которых мы ставам этюды. И родители видят преображение своего ребёнка. А спектакли – это следующий этап нашего обучения.
- О чём рассказывают дети со сцены?
- Больше всего каждый говорит о том, чего боится. И мы начинаем с этим плавно работать. Кто-то из детей боится говорить, кто-то боится петь, а петь хочется. Каждый рассказывает о своём. Родители даже иногда удивляются, что узнают о каком-то страхе своего ребёнка. И всё, что ребёнок говорит на занятии, я обсуждаю с родителями, но их я в свою очередь предупреждаю, чтобы они это не рассказывали ребёнку. У нас существуют «секретные обсуждения». А если родители будут дома обсуждать их с ребёнком, он в следующий раз не раскроется на занятии. Также дети говорят о своих желаниях, говорят о том, чего они хотят, но по какой-то причине никогда не озвучивают этого. Говорят о том, кем они хотят быть, а какими не хотят. У нас даже есть такое упражнение: «Что я люблю и чего не люблю». Родители могут просто не догадываться о том, что ребёнок может в чём-то особенно нуждаться. Это тоже очень важная часть наших занятий.