Найти тему
Продавцы комиксов

12 главных фактов о жизни Стэна Ли

Оглавление

Год назад 12 ноября в возрасте 95 лет скончался Стэн Ли, создатель Человека-паука, Халка, Фантастической четверки, Железного человека и громадного количества других персонажей Marvel. Ли вдохнул новую жизнь в комиксы и спас всю индустрию в 60-ых.

Но каким он был человеком? Как сын иммигранта Стэнли Либер смог пройти путь до аллеи вечной славы графической литературы? Мы постараемся ответить на эти вопросы в двенадцати самых главных фактах о жизни и творчестве Стэна с помощью славной биографической книги "Стэн Ли: Создатель великой вселенной Marvel", выпущенной издательством Бомбора в прошлом году.

Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Издательство Fanzon, 2018.
Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Издательство Fanzon, 2018.

Откуда родом его семья?

Стэнли Либер родился 28 декабря 1922 года во время Великой депрессии в США. Родители были из числа миллионов еврейских иммигрантов, прибывших в Америку в начале 20-го века. Отец Стэнли Хайман - позже Джейкоб - родился в Румынии. После десятилетий антисемитских погромов в Европе и в России иммиграция в США возросла с пяти тысяч в 1880-ом году до 258 тысяч в 1907. В общей сложности в Америку иммигрировали 2.7 миллионов евреев из восточноевропейских стран в период с 1875 по 1924 г.

США обещала экономическую стабильность и свободу вероисповедания. Первые группы отправлялись в страну ради заработка, чтобы позже вернуться на родину и купить землю. Но на родине этническая дискриминация поощрялась правительством. В 1890-ом было запрещено образование для евреев в вузах, а антисемитизм преподавался в школах.

При том, что отец Стэна Джейкоб начал карьеру в качестве резчика пальто, а его жена Селия даже не посещала школу, маленький Стэн был не по годам умен и даже перескочил несколько классов. Стэну повезло получить образование, так как в традиции семьи по материнской линии старшие дети работали чтобы помочь семье, и только младшие получали образование.

Кем Стэн мечтал стать в детстве?

В раннем детстве он мечтал стать актером, подражая кумиру киноэкрана Эрролу Флинну ("Приключения Робин Гуда", 1938) - именно этот актер из классических приключенческих фильмов 30-ых и 40-ых был первым настоящим героем для самого Стэна.

В средней школе Стэн стал членом ораторского клуба и юридического общества, так как мечтал стать известным адвокатом. Одноклассники прозвали Стэна Болтуном за харизму и экспрессивное выражение мыслей. О комиксах он тогда даже не мечтал.

При этом Стэн был ненасытным читателем, а его любимым писателем был Уильям Шекспир. "Я всегда любил как звучат слова" - говорил Стэн. Намного позже, когда он придумает Тора, он добавит персонажу шекспировский стиль речи. 

Первая работа?

В свободное от учебы время (ему едва удавалось совмещать оба занятия) Стэн работал швейцаром в кинотеатре. В 16 он получил работу посыльного по производству джинсов.

Тяготел к публицистике, поэтому пробился на должность в литературном журнале, где писал некрологи живых знаменитостей, которые публиковались, когда те умирали.

Во времена депрессии Стэн должен был помочь семье, поэтому не мог поступить в колледж. Страх безработицы, вместе с воспитанием отца, заставили мальчика считать стабильный заработок высшей ценностью в жизни.

"На работу берут с опытом работы, но как его получить, если без него на работу не берут?"
Из книги "Стэн Ли. Как рисовать комиксы"

Какая была первая работа у Стэна в Марвел?

Компания Marvel на тот момент называлась Timely Comics и принадлежала издателю палп-журналов Мартину Гудмену с 1933 г.

Timely Comics на тот момент состоял из двух человек - Джо Саймона и Джека Кирби, которые уже выпустили свой первый прорывной комикс Captain America #1 в 1941 году.

"Чутье Гудмена заключалось в наблюдении за соперником и пониманием того, что работает, а что нет. После чего он просто беспардонно копировал их. Мы называли его "самый лучший подражатель всех времён". Он часто играл в гольф, где и заводил выгодные сделки и знакомства"
Из книги "Стэн Ли. Создатель вселенной Marvel" (отсюда и далее)

Саймон взял Стэна помощником в художественный отдел. Он подметал полы, стирал карандашные метки с отредактированных страниц для печати, наполнял чернильницы и вычитывал тексты.

Первый комикс за его авторством?

В мае 1941-го в комиксе Captain America #3 Стэн дебютировал как автор двухстраничного рассказа "Капитан Америка против Предателя" (Captain America: The Traitor's Revenge), а уже в августе в пятом номере появился пятистраничный комикс "Джерри Хантер. Иностранный корреспондент". В то время комиксы состояли из 60-и страниц, где Кэп занимал две трети, а остальные рассказы просто увеличивали общее количество страниц, чтобы снизить почтовые тарифы.

Полное имя Стэна - Стэнли Мартин Либер, но он публиковался под именем "Стэн Ли", потому что не планировал долго задерживаться в этой индустрии. В будущем Стэн хотел стать настоящим писателем и написать собственный роман.

Marvel: 75 лет чудес. Издательство Parallel Comics, 2019. В сборник входят: Фантастическая Четвёрка (1961) #1, #48-50 и #285; Халк(1962) #1; Мстители (1963) #1 и #57; Удивительный Человек-Паук (1963) #31-33, #50 и #121-122; Невероятный Халк (1968) #181; Giant-Size Люди-Икс #1; Люди-Икс (1963) #141; Невероятные Люди-Икс (1981) #142; Сорвиголова (1964) #181; Графические романы Marvel #1 и #5; Тор (1966) #337; Чудеса #1; Громовержцы (1997) #1; Удивительный Человек-Паук (1999) #36; Алтимейтс (2002) #1; Капитан Америка (2005) #25; Соколиный Глаз(2012) #11 и отрывки из комиксов про Капитана Америка (1941) #1, Удивительная Фантазия (1962) #15 и Удивительный Человек-Паук (1963) #248 и #700.
Marvel: 75 лет чудес. Издательство Parallel Comics, 2019. В сборник входят: Фантастическая Четвёрка (1961) #1, #48-50 и #285; Халк(1962) #1; Мстители (1963) #1 и #57; Удивительный Человек-Паук (1963) #31-33, #50 и #121-122; Невероятный Халк (1968) #181; Giant-Size Люди-Икс #1; Люди-Икс (1963) #141; Невероятные Люди-Икс (1981) #142; Сорвиголова (1964) #181; Графические романы Marvel #1 и #5; Тор (1966) #337; Чудеса #1; Громовержцы (1997) #1; Удивительный Человек-Паук (1999) #36; Алтимейтс (2002) #1; Капитан Америка (2005) #25; Соколиный Глаз(2012) #11 и отрывки из комиксов про Капитана Америка (1941) #1, Удивительная Фантазия (1962) #15 и Удивительный Человек-Паук (1963) #248 и #700.

Но уже осенью 1941-го Саймон и Кирби покинули Timely Comics на десятом выпуске Кэпа. Многие художники и сценаристы уходили из трудового рабства, царившего в издательствах дешёвых журналов, но Стэну была важна зарплата.

 Ли в 17 лет стал главным редактором и редактором иллюстраций, писал сюжеты сам и покупал истории у других. Гудмен, вероятно, хотел, чтобы парень просто продержал отдел на плаву, пока сам не найдет подходящую замену.

Был ли Стэн на войне?

В ноябре 1942-го Стэна взяли в качестве связиста, но оставили в тылу. Позже он перевелся в специальную девизию, производящую инструкционные фильмы и военно-информационные материалы. Писал сцены для тренировочных фильмов, диалоги, рисовал постеры и писал руководства. 

В послевоенную эпоху, когда холодная война с Россией завладела умами граждан США, комиксы перепробовали разные жанры: подростковые комедии, романтические истории, ковбойские приключения и детские истории. Популярность супергероев сходила на нет. Даже подводный царь Атлантиды Нэмор в 1947-ом сменил название на Official True Crime Cases Comics.

Как Стэн совершил переворот в комиксах?

К 60-ым Ли смог вернуть в издательство Джека Кирби и пригласил художников Стива Дитко и Джона Ромиту, с кем позже и совершил переворот в индустрии комиксов.

В 1961 году Стэн по инициативе Гудмена должен был сделать аналог групповой супергероики на манер успешной "Лиги справедливости" в DC. Стэн к тому времени за 20 лет работы в издательстве устал от однообразия, низкопробных историй и пренебрежительного отношения культурной среды к формату комиксов. Стэн хотел уйти из индустрии, но его жена Джоан посоветовала воспользоваться предложением Гудмена, чтобы хотя бы раз сделать комикс таким, каким хочет сам Стэн. Продажи комиксов были в упадке, и "даже если не получится, ты же все равно хотел уйти" - сказала ему Джоан.

Так на свет в 1961 году вышел первый номер "Фантастической четверки": это была первая история, в которой супергерои были представлены как семья, они разговаривали как живые люди, их беспокоили человеческие проблемы, а способности они получили против своей же воли. Персонажи комиксов внезапно перестали быть картонными. Герои учились справляться с приобретенным даром и ассимилироваться среди обычных людей.

Классика MARVEL. Сборники первых номеров. Издательство Комильфо, 2019
Классика MARVEL. Сборники первых номеров. Издательство Комильфо, 2019

После успеха ФЧ последовали и другие новейшие супергерои под авторством Стэна Ли и Джека Кирби, Стэн переименовал называвшуюся тогда компанию Atlas Comics в Marvel и благодаря ему начался грандиозный Marvel Age of Comics!

В 1962 году состоялся дебют Человека-паука. Сейчас в это сложно поверить, но Мартин Гудмен всячески сопротивлялся выходу комикса, так как был настойчиво уверен в том, что читатели не любят пауков, а подросток не может быть супергероем. Именно поэтому добрый и застенчивый сирота Питер Паркер впервые появился в качестве эксперимента в 15-ом номере журнала Amazing Fantasy (до этого комикс назывался Amazing Adult Fantasy), который планировали закрыть на том же выпуске. Но через год, когда Гудмену пришли цифры с продаж этого номера, персонаж всё-таки получил одобрение на свою личную серию под названием Amazing Spider-Man.

Переиздание сингла Amazing Fantasy #15. Издательство Комильфо, 2019
Переиздание сингла Amazing Fantasy #15. Издательство Комильфо, 2019

Революционный подход Стэна заключался в том, чтобы "очеловечить" супергероев, один из принципов Стэна Ли: у каждого супергероя должна быть слабость. В драматургическом плане тут ему пришли на помощь и любовь к Шекспиру, и ораторское искусство, и воспитание в большой семье, и журналистская практика.

"Каждый персонаж, которого я написал это я сам в той или иной мере. Даже злодеи. Я не утверждаю, что я злой человек. Упаси Господь! Но как может кто-то создать правдоподобного злодея не думая, как бы я поступил на его месте?"

Художники Джек Кирби и Стив Дитко вдохнули жизнь в идеи Стэна, сделали его персонажей внешне уникальными и не похожими друг на друга. Рисунок в комиксах стал более кинематографичный: художники начали экспериментировать с планами, ракурсами и динамикой в кадре.

Стэн также старался, чтобы его герои заметно отличались друг от друга: Железный Человек был реакцией на конфликт с Вьетнамом, Халк отражал общественные страхи перед созданием атомной бомбы, а Люди Икс стали аллитерацией борьбы за права меньшинств. Стэн создал первого черного супергероя - Черную Пантеру и, даже с появлением террористической группировки "черные пантеры", Ли отказался переименовывать персонажа, потому что верил в то, что с помощью комиксов можно говорить с читателям о важных вещах.

-5

В 1968 Стэн использовал редакционную колонку внутри выпусков чтобы поговорить с читателями о нетерпимости и расизме. "Никто не должен убегать от серьезных вещей или думать, что чтение комиксов может отвлечь от важных тем" - писал Стэн. 

В то время цензура запрещала изображение в комиксах насилия, жестокости и наркотиков, несмотря на то, что это была важная проблема среди молодежи. В комиксе Amazing Spider-Man #96 Стэн стал одним из первых, кто нарушил комикс-код и рассказал о мальчике, который спрыгнул с крыши, так как одурел от наркотиков. По словам Ли, "Если эта история поможет всего одному ребенку не пробовать наркотики или бросить их, то это стоит того, чтобы нарушить кодекс".

Стэн Ли. Лучшее. Издательство Комильфо, 2019. Содержит тот самый выпуск Amazing Spider-Man #96, а также другие знаковые истории: "Комикс о Капитане Америка" №3 и №16, "Suspense" №28, "Удивительное Фэнтези для Взрослых" №11, "Удивительное Фэнтези" №15, "Фантастическая Четверка" №11 и Ежегодник №3, "Удивительный Человек-Паук" №96-98 и Ежегодник №5, "Сорвиголова" №7 и №47, "Серебрянный Сёрфер" №5, "Тор" №179-181, "Marvel Premiere" №3 и спецвыпуск "Поразительного Человека-Паука" 1995 года.
Стэн Ли. Лучшее. Издательство Комильфо, 2019. Содержит тот самый выпуск Amazing Spider-Man #96, а также другие знаковые истории: "Комикс о Капитане Америка" №3 и №16, "Suspense" №28, "Удивительное Фэнтези для Взрослых" №11, "Удивительное Фэнтези" №15, "Фантастическая Четверка" №11 и Ежегодник №3, "Удивительный Человек-Паук" №96-98 и Ежегодник №5, "Сорвиголова" №7 и №47, "Серебрянный Сёрфер" №5, "Тор" №179-181, "Marvel Premiere" №3 и спецвыпуск "Поразительного Человека-Паука" 1995 года.

Стэн открыл для комиксов "серебряный век" и издательство Marvel смогло впервые догнать по продажам своего главного конкурента - DC Comics, который в тот момент делал ставку на свою стабильную троицу - Бэтмена, Супермена и Чудо-женщину. В 1968-ом DC выпускали 47 серий с продажами в 75 миллионов долларов, а Marvel - 28 комиксов с выручкой в 50 миллионов. Ежемесячно Marvel продавали по 5 млн. копий своих журналов.

Стэн также поставил на первый план авторов. Теперь создатели комиксов были не безликие работяги, а такие же герои, как и их творения, а Стэн использовал редакционную колонку, чтобы рассказывать о них и общаться с читателями.

"Подросткам нравится антиэстеблишмент. Даже когда я писал сведения об авторах, то старался сделать их с юмором. Дайте фанатам побольше личного, дайте им почувствовать себя частью Marvel. Я хотел, чтобы казалось, будто они получили письмо от друга, который всегда на каникулах"

В чем заключался конфликт между Стэном Ли и Джеком Кирби?

В свои самые продуктивные годы Стэн мог писать по 10-20 комиксов одновременно. Секретари печатали за ним текст. Когда у художников случались промахи Ли мог улучшить графику с помощью наложений изображений звуков и текста.

Знаменитая история между Стэном "Мужиком" Ли и Джеком "Королем" Кирби гласит, что Ли зачастую отправлял Джеку лишь наброски сценария - общий сюжет - а художнику говорил: "Ты главное нарисуй, а я наложу слова". Стэн и Джек по-разному подходили к творчеству и зачастую рисунок Кирби уходил в сторону от задумки Стэна, при этом все лавры в прессе, по мнению Джека, все равно получал сценарист. На этом и возник конфликт между Ли и Кирби, который привел к уходу последнего из издательства Marvel в DC, где он продолжил создавать авторские работы. Впоследствии Стэну удалось примириться с Джеком, но в Marvel "Король комиксов" так и не вернулся.

Свой любимый персонаж?

Одного из своих любимых творений Стэн называет Серебряного Серфера: в уста пришельца с далекой планеты Стэн смог вложить морально-нравственные и философские высказывания, которые не звучали бы слишком пафосно и нравоучительно, ведь Серфер всё-таки же с другой планеты.

"Серфер смотрит на планету и говорит фразы наподобие: "Что не так с этими землянами? Их планета могла быть райским садом: чистый воздух, хорошая еда, океаны, земля, все чего душа желает. Но при этом они дерутся, совершают преступления и ненавидят друг друга. Они что, сошли с ума?"
Из документального фильма Stan Lee's Mutants, Monsters & Marvels (2002)

Hachette Коллекция #77. Серебряный Серфер. Начало. Издательство Hachette, 2016
Hachette Коллекция #77. Серебряный Серфер. Начало. Издательство Hachette, 2016

Но позже Стэн начал говорить, что не имеет одного конкретного любимчика. Для него каждый персонаж был любимым в момент написания истории.

Как Ли стал президентом Марвел?

В 1972 году Мартин Гудмен ушел из Marvel и вместо собственного сына назначил Стэна президентом корпорации. Но Ли долго не продержался: его не интересовала бюрократия и он отдал должность Рою Томасу, а сам остался главным редактором.

"Я решал, какие журналы печатать и какие темы затрагивать. Я работал с редактором и руководил его действия"

Последним комиксом для Стэна стал Amazing Spider-Man #110 в 1971 году.

Что Ли делал после комиксов?

Ли продолжал вести ежемесячную колонку, проводить лекции в кампусах колледжей, продолжал писать эссе, экспериментировал с другими жанрами и форматами. Киностудии и издатели предлагали ему написать сценарии и романы, но у него не было времени: это был порочный круг встреч, переговоров, сделок и ожидания. Ли тратил больше времени на разговоры о создании, чем на само создание.

"Есть контракты, переговоры, а затем время между получением контракта и исполнением. У меня опускаются руки, я привык быстро двигаться и быстро писать"

В 1978 году после триумфального успеха фильма "Супермен" Ричарда Доннера кинокомпании начали скупать права на экранизации комиксов. Так как DC принадлежали концерну Time Warner, все права на киноадаптации принадлежали кинокомпании Warner Bros. В случае Marvel, издательство продавало права всем, кто попросит. "Невозможно предугадать, каких героев купит компания, а каких нет" - говорил Стэн.

-8

В 80-ых Стэн ещё оставался в Marvel как вице-президент по креативу в Marvel Productions, где держал контроль над анимацией.

Ну а в конце 90-ых Стэн уходит из Marvel чтобы заняться собственными проектами: тут и недолго прожившая Stan Lee Media, и банкротство, и вложения в схему Понци, возвращение с компанией Pow!, консультации для Activision, сотрудничество с Хью Хеффнером на "Стрипперелле" и "Суперкроликах", автобиография, реалити шоу, личный канал на Ютубе, благотворительные фонды, знаменитые камео в кино и получение из рук президента Буша национальной гуманитарной медали и национальной медали в области искусств в 2008 году.

С 2016 года шла серия последних выступлений Стэна на КомикКонах вплоть до осени 2018 года.

"Это самая невероятная вещь в мире: где бы я ни оказался люди хотят мой автограф и благодарят за радость, которую я им подарил... Должно быть, я один из самых удачливых людей в мире!"

Что значит его коронная фраза "Excelsior"?

Стэн начал заканчивать свои редакционные колонки фразой Excelsior! когда узнал, что конкуренты начали использовать его предыдущие коронные фразочки, такие как Nuff' Said! и Face Front! Тогда Стэн решил придумать такую фразу, которую конкуренты не смогут содрать, просто потому что не будут знать, что она значает. Так и появился на свет кричащий лозунг Excelsior!

Но что он конкретно означает? Во-первых, Excelsior это слоган штата Нью-Йорк, изображенный на эмблеме государственной печати штата. "А также, - говорит Стэн. - Я прочитал, что это старинное английское выражение из легенд и рассказов, которое означает "вперёд и с песней к великим свершениям!*". И я подумал, что может быть лучше?"

-9

***

* - это вольный перевод фразы, а оригинал звучит так: upward and onward to greater glory, что, на мой взгляд, довольно приближенно к исходнику по духу.

***

Спасибо за внимание! Обо всем этом, но намного подробнее можно прочитать в биографии "Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel" и в книге "Marvel vs DC: Великое противостояние".

Также, чтобы узнать все из уст самого Стэна, могу посоветовать документальные фильмы With Great Power. The Stan Lee Story (2010), собрание интервью с Кевином Смитом под названием Stan Lee's Mutants, Monsters & Marvels (2002) и первую серию документального сериала Robert Kirkman's Secret History of Comics s01e01: The Mighty Misfits Who Made Marvel (2017).

Автор: Павел Сидоров

Фото: Секретная Галактика, магазин комиксов