Как уже писал в первой части публикации https://zen.yandex.ru/media/id/5baf70f4aebac200a921154e/problemy-armii-i-ih-prichiny-ili-otkuda-nogi-rastut-lichnoe-mnenie-oficera-v-otstavke-5dc7a50324f3107fe3142f31 , из "Филинского полка" я получил новое назначение (повысили до командира отдельной роты) и прибыл для прохождения службы в посёлок Норск ("Королёвская сопка". Бывший золотой прииск. Север Амурской области, граница с Якутией. До ближайшего города и железной дороги 250 км).
Строилась и реорганизовалась бригада в тайге. Новый командир, новый коллектив. Предыдущий личный состав "раскидали" по подчиненным частям или демобилизовали. Казармы - деревянные бараки. Двухэтажные офицерские дома со стенами толщиной более метра (зимой температура опускалась ниже минус пятидесяти). Новая казарма, котельная и все обеспечивающие жизнедеятельность объекты в процессе строительства.
В октябре в роту пришло молодое пополнение одного призыва - 96 человек (четыре взвода). 50% Армения, 50% Ростов на Дону, небольшая часть из других регионов СССР... Командиры взводов, прапорщики, занимали внештатные должности (начальник котельной, начальник столовой) двое постоянно в командировках по подвозу стройматериалов. Два офицера - я (ротный) и старший лейтенант - замполит.
Конфликт возник в первый же день. После бани в казарме получали новое обмундирование. Что-то не поделили. И... понеслась. В расположении началась драка. Фильмы про ковбойские потасовки в салуне отдыхают... Кавказская кровь и ростовские ребята, в общем - "смешались кони, люди, подушки, разбитые окна..." Мои действия? Да никакие. Поставили с замполитом стол в расположении, у входа в казарму, сели на табуретки и молча наблюдали за процессом. Влетает в казарму комбриг и начальник политотдела: "Что у вас творится?!!". Голос растаял во всеобщем шуме еле слышным эхо. Даже зычный: "Рооота!!!" многие из новобранцев вообще не услышали, да и не поняли. Я предложил начальству табуреточки... Побоище длилось минут пятнадцать. Противники устали. Ввиду того, что в казарме мебели, кроме тяжеленных, старого образца кроватей и тумбочек не было (готовились к переезду), серьёзные травмы отсутствовали. Разбитые носы, "фонари", ссадины и почти все "герои" битвы в окровавленных кальсонах. Пока шло сражение, сержанты потихоньку собрали разбросанное обмундирование.
Мой замполит вызвал по телефону караул и дежурного по части. Влетела бодрствующая смена с автоматами, на шум подтянулись из других подразделений офицеры и прапорщики. При таком противостоянии команда : "Всем лежать!!!" возымела своё действие. Обе стороны конфликта мгновенно плюхнулись на пол. Под конвоем всю роту вывели на улицу, построили в одних кальсонах, и началась дооолгая воспитательная беседа о дружбе, взаимопомощи, неуставных взаимоотношениях. Задачах, которые стоят перед личным составом бригады в ближайшие два года их службы в армии. Был октябрь месяц...
Доблестным новобранцам предложили навести в казарме порядок или постоять еще и продолжить беседу... Повторять не потребовалось. В течение полутора часов, молча, сопя разбитыми носами, последствия побоища устранили. Получение формы отложили до утра. Блин, вспоминаю - "Республика ШКИД".
Нам с замполитом и еще парой офицеров покрепче, из управления части, пришлось на ночь остаться в расположении. Свет до утра не выключали... С подъёма в роту прибыло всё начальство во главе с командиром бригады. Кое-как подняли молодежь, заставили умыться. Обмундирование выдавал лично начальник вещевой службы, капитан. Построили повзводно и отвели в новую, еще без отделки казарму. Решили в старое помещение-барак больше молодёжь, не отправлять. Раздали иголки, нитки, хлорку и показали, как правильно подшить и подписать обмундирование. Подтянулись в казарму и другие, не особо занятые офицеры управления. Все приняли активное участие в процессе. Пока один взвод подшивался в будущей ленинской комнате, с остальными, по кубрикам, проводили душещипательные беседы политработники: пропогандист - майор, комсорг - ст.лейтенант, зам нач.ПО - подполковник и замполит роты - старший лейтенант.
Пополнение с любопытством разглядывало друг друга и своё новое обличье, подшучивая над торчащими из голенищ портянками, сползающими штанами, разбитыми мордами и комическим видом. Обстановка потихоньку разряжалась.
Завтрак прошел мирно (голод не тётка). У каждого стола стоял офицер или прапорщик. Весь день был занят: пришивали погоны, наводили порядок в расположении, выносили строительный мусор, мыли полы и окна, заносили новую мебель. Весь процесс проходил под чутким контролем полутора десятков командиров и начальников. По окончании работ, весь личный состав посадили на табуретки в расположении. Началась беседа. Роте нужны были специалисты разных профилей, от свинарей и электриков, до операторов котельной и пекарей. Как я уже писал, часть была очень отдаленной и всё необходимое для жизнедеятельности производилось своими силами: своя котельная, дизельная электростанция, пекарня, подсобное хозяйство (с коровами, свиньями и курами), лазарет, банно-прачечный комбинат... К тому же, не все объекты были еще полностью введены в эксплуатацию. Предстояло очень много достраивать, настраивать и доделывать. БОльшая часть задач и легла на плечи моей 16 отдельной рабочей роты.
Пополнение наперебой стало рассказывать о своих специальностях, работе на гражданке в той или иной области. Оказалось, что есть художники, каменщики, ветеринары, повара, судовые мотористы и т.д.
Всех уже интересовала не междоусобица, а будущий объект, на котором предстояло провести два года службы.
Постреляли на импровизированном стрельбище, вручили боевое оружие, приняли присягу... Парадную форму решили пока не выдавать (к молодым стали наведываться дембеля из стройбата, которые достраивали новый дом для офицеров и дизельную электростанцию). Несколько новых шинелей всё-таки спёрли.
Свет нам давал золотой прииск "Майский". Были перебои с электричеством, т.к. новые объекты бригады их станция уже не тянула.
Рота сплотилась перед новым внешним противником - холодом и стройбатом. Постепенно всё утряслось. Большая часть строителей, в том числе и дембеля расположение части покинули. Остались небольшие бригады специалистов для настройки и запуска дизельной электростанции и котельной. Они уже никого не беспокоили.
Никто из части не сбежал, да и некуда - кругом тайга на сотни верст... К Новому году ребята притёрлись, подружились и уже со смехом вспоминали потасовку, причина возникновения которой так и осталась нераскрытой тайной.
Позже, распределяя ребят по объектам, старались не создавать "земляческие" группы. Первое время в казарме обязательно ночевал один из офицеров. Объекты контролировали, составив график проверок. Жизнь потихоньку налаживалась и входила в русло армейской рутины.
К зиме новую котельную на полную мощь запустить не успели, старая дышала на ладан. Привезли полиэтиленовую плёнку и наглухо заделали окна. В казарму сварили две громадные печи и назначили истопников.
С первых дней я категорически отказался от старшины-прапорщика, и комбриг пошел мне навстречу. Человек, занимающий эту должность, должен быть с личным составом круглосуточно! Желательно и возрастом постарше, имеющим специальное образование. Лучше всего - педучилище! :-) Да и на должности командиров отделения и замкомвзводов, присмотревшись, назначил доморощенных, с последующим присвоением звания.
Потихоньку наладили быт. Один из бараков переоборудовали в клуб. Штатного начальника клуба не было. Назначили солдатика, который на гражданке работал киномехаником. За счет "первого вида" приобрели в расположение цветной телевизор. В нашем регионе была "зона неуверенного приёма" телевещания. Начальник узла связи, старший прапорщик, соорудил антенну и спаял антенный усилитель. Могли смотреть два телеканала. Купили гитары и аппаратуру, создали ВИА.
Устраивали концерты художественной самодеятельности. Я мог помочь т.к. сам в своё время играл в группе. В казарме поставили турник, сделали уголок с гирями и гантелями. Оборудовали ленинскую комнату. Люди были заняты, в то же время видели заботу, которая в таёжных суровых условиях особенно ценится.
Результат - за два года службы в роте "одного призыва" ни одного "ЧП" (На 96 человек всего два офицера). Конечно, это не моя личная заслуга, а работа всего коллектива! Я сам многому научился у своих солдат.
Фото на память:
К сожалению, часть больше не существует. Для кого строили?..
Продолжение тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5baf70f4aebac200a921154e/ia-pomniu-tot-vaninskii-port-o-slujbe-v-armii-prodoljenie--5dcb5227f3abe118dc3aa1e7