Найти тему
Житейские истории

Без прошлого не было бы настоящего.

pbs.twimg.com/media/EDZQZfNXYAE9I62.jpg:large
pbs.twimg.com/media/EDZQZfNXYAE9I62.jpg:large

Мне было три года, я проводила время с бабушкой Леной, она приходила к нам от другой дочери посидеть со мной, помочь в делах. Баба Лена - моя Арина Родионовна. Она много знала сказок, песен и учила меня молитвам «Отче наш», «Богородица В землянке было тепло, но темно и сыро.

Освещали коптилкой - бутылочкой с жиром и фитильком. Помню, на огонек слетались сверчки и стрекотали. Я их очень боялась. Из одной стены сочилась вода. На ночь на нарах и на печи все не умещались, кому-нибудь стелили на полу. Раз мама приходит утром с ночной работы, а у меня, спящей на полу. Волосы мокрые и голова в лужице.

В стене открылся родничок. Меня унесли к соседям обсушиться, а на полу прокопали канавку. Так и жил ручеек с нами до конца войны. Мои сестры, да и я, вспоминаем, что в годы войны люди жили очень дружно; делились всем, что было.

Если у кого к утру остынет загнетка, бежали за горячими угольками к соседу, чтобы растопить печь. Давали тележки напрокат. На всю улицу только у одних была ручная мельница, и они всем разрешали смолоть зерно.

И я с мешочком ячменя сидела в очереди на помол. Хлеба по карточкам получали очень мало. Своих запасов на год не хватало, поэтому в ожидании нового урожая жили впроголодь. В начале войны мне было три года, я еще не умела терпеть голод и, по словам сестер, постоянно ревела: «Есть хочу»

waralbum.ru/wp-content/uploads/2012/04/Rus_child_45.jpg
waralbum.ru/wp-content/uploads/2012/04/Rus_child_45.jpg

А в день рождения 17 июня задала вопрос: «Мама, ты по чему меня в голод родила?»

Девятое мая 1945 года. В тот день мои близкие и многие горожане копали свои пашни на горе. Я домовничала.

Слышу: на улице раздаются радостные крики, слово

«Победа!», слышу и плач. Побежала к своим на пашню, кричу: «Мама, баба, Победа! Ура!» Баба Лена упала на землю, запричитала. Она уже не ждет своего сыночка Мишу, получила на него похоронку.

Горожане праздновали Победу в центре городка на площади. Все было: и речи, и песни, и пляски, и... много слез. Один мужчина без обеих ног сидел на тележке с колесиками, играл на гармони и пел: 'Напрасно старушка ждет сына домой, ей скажут, она зарыдает...»

Я плакала вместе со всеми.

Папа День Победы встретил в госпитале. В июне он пришел домой и только успел снять квартиру и вывести нас из землянки, как глиняный потолок рухнул. 1946 год. Папа еще слаб от ранений, страдает малярией, а я заболела коварной болезнью дифтерией.

Мама с бабушкой с трудом выхаживают нас. И сама мама изнемогает от тяжелой работы на пимокатке. Нам было 6ы легче выживать, если 6ы мама не работала. Посадки 6ы расширили, каянчинские родственники отдавали корову.

Но маму никак не увольняли, тогда она просто не стала выходить на работу. А сталинские времена были очень строгими. За самовольный уход с работы маму судили, дали 6 месяцев тюрьмы. Много мы слез пролили тогда.

Бабушка Лена молилась. Тетя Дина хлопотала о6 освобождении. Тюремное начальство, не боясь сталинских законов, брало у неё взятки (сливочным маслом, тетя держала корову). Через четыре месяца маму выпустили из тюрьмы

...0 пятидесятых о годах остались хорошие воспоминания.

Папа окреп после ранения, построил домик; имел хорошую любимую работу: конюхом в транспортной конторе. Тогда лошади еще были главным транспортным средством даже в городе. Мама имела возможность быть домохозяйкой. Сестры, швеи-мастерицы, трудились на швейной фабрике.

А моя обязанность была хорошо учиться, что я и делала. Жизнь в городке улучшалась с каждым годом. Исчезли очереди за хлебом, снижались цены, открылись вуз и четыре техникума, три фабрики.

russiancouncil.ru/upload/libr2.jpg
russiancouncil.ru/upload/libr2.jpg

Было где работать и учиться. Люди стали жить с уверенностью в завтрашнем дне. Война осталась страшным сном.

...2015 год. 70 лет Победы. Я с внуками побывала на месте, где жили в войну. Я не плакала и не кляла землянку, а низко поклонилась земле, на которой она стояла и где были наши огороды.

Ведь мы, как 6ы трудно ни было, выжили тогда и вот дожили до сегодняшнего дня. На встречах со школьниками я не зацикливаюсь на нашей горькой жизни в годы войны. Ведь на фронте и на оккупированной территории было труднее.

На примерах из художественной литературы рассказываю о героизме на фронте, о борьбе с немцами на оккупированной территории. Читаю им о подвигах советских людей, воспитывая при этом чувство героизма и любви к своей Родине у современной молодежи.