Клиентка испытывает чувство тревоги перед выступлениями. До какого-то момента она вообще не волнуется, но потом из-за волнения не может ничего делать.
Почему вам страшно?
- От выступления зависит что-то в моей жизни. Конечно, ничего страшного не случится, если налажаю один раз, но если так постоянно будет, у меня не сложится карьера. Поэтому, да, страшно.
- Представляете как запланированное будущее рухнет, как бы «если хорошо не выступлю, то умру?»
- Нет, я так не думаю)
- Вы же себя отождествляете со своим будущим. Чувствуете угрозу ему?
- Да-да, мне кажется, что моего будущего не случится. Однако, когда я выступала публично, никогда не было все абсолютно плохо и совершенно хорошо, каждый раз между одним и другим. В общем, я всегда намного больше нагнетала обстановку и из-за этого, в итоге, не могла принять правильное решение.
- Как происходит это нагнетание?
- Как-то само собой.
- А что важнее в данный момент, будущее или само выступление?
- Выступление, конечно!
- Почему тогда вы думаете не о самом выступлении?
- Потому что думать о приятном будущем приятно. А о неприятном выступлении не очень приятно)
- Да, но вы-то думаете не о приятном будущем, а о неприятном, о том, как ваша жизнь разрушится, если провалите выступление.
- Да, действительно. А почему я думаю о неприятном будущем?
- Скажите, страшен ли сам процесс выступления, не заходя ни в будущее, ни в прошлое?
- Нет, не страшен. Но мне могут потом задавать дополнительные вопросы, к которым я могу быть не готова.
- Да, но вы опять думаете в будущем.
- Ну это не очень далекое будущее.
- Давайте представим, вы идете по улице и у вас берут интервью. Страшно узнавать следующие вопросы, которые находятся в недалеком будущем?
- Нет, потому что мои ответы никак не влияют на меня. Но когда задают вопрос, мне нужно немного подумать, чтобы понять, что ответить. А здесь ты должен сейчас же достать из памяти нужный ответ. А я не всегда могу это сделать, мне нужно время. А не отвечаешь за 3 секунды – все, не знаешь. Начинается это давление, и я просто ухожу в себя.
- Давайте представим, журналист задает вам вопрос, и вы на него сейчас не можете ответить, что ему скажете?
- В таких ситуациях нужно изворачиваться, говорить что-нибудь. Но у меня так не получается из-за страха. Логически я понимаю, что нужно сказать что-то поближе к предмету разговора, но я просто зажимаюсь и все.
- А если это не зритель спрашивает, перед кем вы выступаете, а журналист в виде зрителя, страшно ли давать интервью?
- Страшновато, но уже поменьше. Если я не буду думать, что это так сильно влияет на меня, на мое будущее, то уже не страшно.
- Ну а когда идете по улице и вам говорят: «Пару слов, проводим анкетирование». Будете думать, что это влияет на ваше будущее?
- Нет, не буду))
- Хорошо, а будет ли страх, если так будете думать перед выступлением?
- Нет, в таком случае страха не будет.
В процессе консультации стало понятно, что страшит не процесс выступления, а мысли о неприятном будущем, как последствие плохого выступления. Мысли о будущей неудаче клиентку сковывали, а не думать о будущем клиентка не могла. Получался замкнутый круг. Чтобы решить проблему, нам важно было переместить акцент на процесс, а не на результат выступления. Для этого мы пришли к терапевтической идее «журналиста в виде зрителя». Таким образом, важность оценки зрителя снизилась.
Если не придавать важность выступлению, нам легко будет оставаться самими собой, выглядеть естественно и избавиться от страха, который нас сковывает.
В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.