Введение
В период 1966-1976 годов Китай пережил 10-летний широкомасштабный политический переворот: Культурную революцию (КР).
В 1966 г. Мао основал Комитет по конвенциям и рекомендациям, чтобы вновь подтвердить свою власть над своими оппонентами, которые, по его мнению, двигались в неправильном (капиталистическом) направлении.
Мао призвал китайскую молодежь очистить антиреволюционные элементы правительства от антиреволюционных настроений в партии и обществе в целом.
На начальном этапе большинство правительственных лидеров и членов партии, чиновников от президента (Шаоки Лю) до многих руководителей заводов и деревень, были отстранены от власти.
Культурная революция затронула многие аспекты современного китайского общества.
Особенно важными были перерывы в школьном обучении до 17 родильных когорт.
В первые 2-3 года существования КР (1966-1968 гг.) все школы, включая колледжи и университеты в городах Китая, были закрыты.
Позднее начальные и средние школы постепенно открывались заново. Однако набор в старшие классы средней школы возобновился только в 1972 году, а поступление в университет на основе заслуг возобновилось только после Культурной революции 1977 года.
В результате в период 1947-1963 годов рождения (именуемые в дальнейшем "когорта КР" или "родительская когорта") наблюдался, перерыв в учебе на протяжении нескольких лет, и многим из них было отказано в возможности получить высшее образование.
Перерывы в учебе во время Культурной революции.
Жизнь всех, кто пережил период КР, была затронута политическими потрясениями в этот период, но только те, кто учился в школе в этот период, испытали перерыв в учебе, и степень перерыва в школе была разной в разных когортах и городах.
В первые два-три года существования КР (1966-1968 гг.) все школы в городах Китая, включая колледжи и университеты, были закрыты.
В 1968-1969 годах начальные и средние школы постепенно вновь открывались, с тем чтобы те учащиеся, которые закончили начальную школу в 1966-1968 годах, могли посещать младшие классы средней школы, а дети в возрасте 7-9 лет - начальную школу.
Однако обычная школьная программа не соблюдается. В течение этих лет учащиеся большую часть своего школьного времени проводили на заводах или в сельской местности, чтобы получить образование у крестьян и рабочих.
В оставшееся время, когда они учились в школе, занятия в классе были сосредоточены в основном на политической пропаганде или практических знаниях.
В течение этого периода старшие классы средней школы и колледжи/университеты оставались закрытыми.
Те студенты, которые должны были закончить среднюю школу в 1966-1969 годах, получили дипломы, даже если они пропустили несколько лет обучения, а затем были направлены на работу в сельскую местность или на заводы.
Старшие классы средней школы были открыты только в 1972 году. К тому времени система начального и младшего среднего школьного образования вернулась к нормальной учебной программе.
Насилие и хаос
В первые годы хаоса в деятельности КР насилие происходило во многих городах на разных уровнях.
В то время как школы были закрыты для обучения по обычной учебной программе, учеников младших классов, старших классов средней школы и университетов призывали участвовать в борьбе с классовыми врагами в пределах их собственных школ, общин и даже семей.
Люди были разделены на разные фракции, и широко распространенное насилие между фракциями имело место во многих регионах.
В этот период многие из наших лечащих групп также находились в своем возрасте развития, некоторые непосредственно участвовали в насилии, некоторые стали свидетелями крупномасштабных вооруженных конфликтов, а другие были сами или подвергались такому насилию со стороны членов семьи.
Недавняя литература, изучающая влияние войны и конфликтов на социальные предпочтения людей, показывает, что неблагоприятный опыт, связанный с этими событиями, может вызывать нетерпение и стремление к рискованному поведению.
Некоторые исследования также показывают, что, подвергаясь таким насильственным испытаниям, люди в большей степени страдают от своих предпочтений, если они находятся в пределах "окна развития", начиная с 7 лет и заканчивая ранним взрослым возрастом.
Хотя эта литература в основном посвящена межгрупповым конфликтам, в той мере, в какой насилие само по себе влияет на предпочтения людей, оказывая такое различное воздействие на их возраст, мы должны проявлять бдительность в отношении его потенциально противоречивого воздействия по сравнению с последствиями прекращения обучения.
Молодежное движение "Sent-Down".
Некоторые лица, образование которых было прервано во время сессии КР, также пережили еще одно событие, изменившее их жизнь: Молодежное движение "Sent-Down".
Движение было начато задолго до КР в конце 1950-х годов в качестве политического ответа, направленного на создание дополнительных возможностей трудоустройства для городской молодежи и ускорение развития сельских районов. В период работы КР, поскольку старшие средние школы не открывались до 1972 г., а университеты не приступали к набору новых выпускников старших классов средней школы до завершения работы КР в 1977 г., правительство столкнулось с трудностями в поиске работы в городах для многих групп городских выпускников средних школ младшего и старшего возраста. Удобно, что для решения этой проблемы она прибегла к помощи молодежного движения "Sent-Down. Однако это лишь одно из решений проблемы занятости, которое дополняет другие возможности трудоустройства в городах, такие как занятость в качестве промышленных рабочих и других работников сферы обслуживания. В результате когорты из городов, которые располагают большим количеством фабрик и других возможностей трудоустройства в городах, вряд ли будут направлены в сельскую местность.
На основе данных, собранных авторами из китайских уездных и городских справочников в период 1966-1976 годов, общее число соответствующих групп, которые были направлены, составляло около 11,2 миллиона, что составляет лишь около 10% от общей численности городского населения Hukou в соответствующих группах (родившихся в период 1947-1963 годов).
Два набора данных обследований (Обследование доходов населения Китая (ОПГИ), 2002 год; и Обследование городского труда в Китае (ОГТК), 2001 год) позволили получить более подробную информацию о молодежи.
На рисунке 3 показано число прерванных лет обучения и доля лиц, имеющих опыт работы в компании Sent-Down, в разбивке по возрастной группе.
Данные показывают, что все родительские когорты в нашем исследовании (родившиеся в 1940-1963 гг.) имели ненулевую вероятность того, что они столкнулись с подобным опытом.
Однако не во всех когортах наблюдались перерывы в учебе. Перерывы в учебе начались только с тех, кто родился в 1947 году. Кроме того, в SDY самая высокая доля лиц с опытом работы в университете - это лица, родившиеся в 1951 году (27% от общего числа), в то время как в 1955 году наибольшее число детей, прервавших учебу, родилось в 1955 году.
Итог культурной революции.
Культурная революция оказала длительное негативное влияние не только на саму когорту, но и на второе поколение.
Хотя Культурная революция прекратилась в конце 1970-х годов и Китай приступил к крайне необходимому процессу экономических реформ и модернизации, политические потрясения, войны и конфликты в мире все еще далеки от искоренения.
Важно помнить, что любое негативное влияние на накопление человеческого капитала нынешнего поколения может иметь долгосрочные последствия для многих будущих поколений.