Найти тему
Человек разумный

Развитый ребенок: применение эволюционной психологии развития в современном школьном образовании

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-593313/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-593313/

Абстрактная эволюционная психология развития - новая поддисциплина эволюционных подходов к поведению и познанию человека. Фокусируется на адаптивной природе психологических механизмов, встроенных в мозг подростков, некоторые из которых могут служить непосредственным потребностям на разных стадиях развития, а некоторые выполнять подготовительные роли к зрелости.

Эволюционная психология развития может быть особенно информативной для лиц, определяющих политику в области образования, которые хотят учитывать естественные ограничения детей, а также их интеллектуальную ответственность при планировании учебных программ.

Каждый сохранившийся организм, как растение, так и животное, обладает особыми свойствами, способствующими его адаптации к окружающей среде. В этом смысле люди ничем не отличаются от слонов, бабочек монарха или бутылочных дельфинов.

Но, в отличие от других организмов, адаптация Homo sapiens привела, в лучшую или худшую сторону, к доминированию нашего вида на планете. Человек развил когнитивные и коммуникативные навыки, которые позволяют передавать знания из поколения в поколение, что приводит к созданию культуры.

Культурная передача вируса может быть характерна не только для человека; приматологи задокументировали 39 различных типов поведения, включая способы ухода, расщепление орехов, ловлю термитов и муравьев в популяциях шимпанзе, которые предположительно передаются от одного поколения к другому через механизмы социального обучения.

Аналогичные заявления были сделаны в отношении китов и дельфинов. Но, несмотря на это впечатляющее достижение, шимпанзе и китообразные являются легковесами в передаче культуры по сравнению с людьми.

Именно воспитываемость человека делает H. sapiens по-настоящему особенным. Человек обладает набором социальных, когнитивных и языковых навыков, которые, хотя первоначально они и не были отобраны для передачи культуры, но на протяжении поколений принесли самые большие достижения из всех животных, когда-либо живших на Земле, изменили наш образ жизни как вид, и действительно отличают нас от остального биологического мира.

Культурная передача от взрослых к детям, часто от родителей к их потомкам, всегда развивалась. В традиционных культурах (и, конечно же, в среде наших предков) культура приобретается путем обучения на рабочем месте.

Образование является неформальным, осуществляется посредством демонстраций и наблюдений, путем участия более квалифицированных партнеров в культурных мероприятиях.

Дети в информационном возрасте также учатся на коленях родителей, используя те же самые развитые когнитивные способности, что и их двоюродные братья-аборигены. Но феномен передачи человеческой культуры несет с собой храповик, так что каждое новое поколение начинается со знаний предыдущего, что позволяет быстро распространять информацию с течением времени.

https://pixabay.com/ru/vectors/%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-1295256/
https://pixabay.com/ru/vectors/%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-1295256/

Этот эффект трещотки ускорился с появлением сельского хозяйства и малоподвижного образа жизни, начавшимся 10-12 000 лет назад.

Специализация и наставление, которых требовала цивилизация, были выполнены, по большей части, так же, как и в предыдущие эпохи: стажеры получают образование у мастеров, на рабочем месте, часто требующем многолетних стажировок. Но по мере того, как храповик продолжал прогрессировать, возросшая культурная сложность вскоре потребовала инструктажа вне контекста.

Только в последние несколько сотен лет (максимум) формальное образование было необходимым условием экономического успеха большинства людей в любой культуре, и оно все еще не является всеобщим. Формальное образование представляет собой серьезную проблему для способности человека к обучению.

Современные дети обладают теми же мозгами и умами, что и их сверстники-охотники/собиратели, возраст которых составляет не менее 60 000 лет, и, возможно, 300 000 лет; однако современная культура требует, чтобы дети учились вещам, немыслимым для их древних предшественников.

Именно по этим причинам эволюционная перспектива может пролить свет на то, как лучше всего обучать детей в современном мире.

В последние годы эволюционное мышление применялось в психологии, изучая, как разум адаптировался за геологическое время для жизни в человеческих группах.

Поскольку именно взрослые особи вида воспроизводятся, что является обязательным условием дарвиновской экспликации, эволюционные психологи подчеркивают адаптацию взрослых особей к их физической и особенно социальной среде.

Исследуя такие темы, как способность обнаруживать социальных мошенников, особенности, которые мужчины и женщины находят привлекательными в противоположном полу, дифференцированные стратегии спаривания мужчин и женщин, и факторы, влияющие не только на убийство, среди многих других.

Но дети не остались без внимания, и в последнее время психологи начали систематически применять эволюционную теорию для понимания психологического развития, создавая подполе эволюционной психологии развития.

Поскольку вопросы обучаемости имеют огромное значение при работе с детьми, эволюционная перспектива развития обеспечит глубокое понимание образовательного процесса.