Продолжение. Начало можно прочитать тут
С развитием различных технологий увеличился спрос на разработку специализированных базовых карт (что также относится к управлению реагированием на чрезвычайные ситуации, например, в форме контекстной визуализации).
Такое развитие событий наблюдается и сегодня, и очевидно, что карты все еще используются и будут использоваться и в будущем. Однако технологии продолжают быстро меняться, а это означает, что средства передачи пространственной информации также постоянно меняются (например, порталы карт в интернете, навигации и т.д.).
Быстрый прогресс в области информационных технологий в конце прошлого века сильно повлиял на широкий круг областей человеческой деятельности, и картография не стала исключением. Сегодня наиболее типичным картографическим результатом является представление географических данных в цифровой форме на экране компьютера или дисплее портативного устройства.
Существенное снижение технических и финансовых требований к созданию картографических результатов также привело к глубоким изменениям в подходах к проектированию карт. Традиционные карты были статичными и широко использовались во многих различных задачах, поэтому они должны были содержать как можно больше информации, чтобы выполнять свою функцию аналитического инструмента. Единственным ограничением была максимально допустимая плотность графических объектов на карте, чтобы карта оставалась читаемой.
Таким образом, общая удобочитаемость карты зависит не только от объема и качества отображаемого контента, но и от графических качеств карты, которые определяют ее читабельность.
Сегодня картографы стремятся сделать карты более индивидуальными, т.е. разрабатывать различные картографические продукты для различных задач и групп пользователей. Современная карта должна содержать только минимальную (адекватно отображаемую) информацию, необходимую для быстрой и, прежде всего, правильной интерпретации сообщения.
В то время как традиционные карты в значительной степени основываются на опыте пользователя, сложные аналитические операции сегодня проводятся (полностью или частично) автоматически, с тем чтобы пользователи получали информацию в форме, соответствующей их индивидуальным уровням знаний и навыков. В этом месте, вероятно, полезно остановиться на секунду и заметить различия в том, как вопрос удобства использования карты решается в различных полях.
В то время как картографы могут рассматривать пользователей как простой аспект конкретного контекста и снижать их роль до уровня доступного оборудования, психологи всегда будут рассматривать их как активных субъектов, выходящих за рамки контекста, в котором карта используется посредством преднамеренных и целенаправленных действий.
Первостепенное значение всегда имеет общее намерение человека, которое выходит за рамки чтения карт.
Удобство использования в качестве критерия оценки карт в управлении реагированием на чрезвычайные ситуации уже было рассмотрено в первой части (ссылка на статью). Теперь давайте рассмотрим, как именно эту концепцию следует понимать и как ее можно использовать при оценке карт.
Исследователи определяют удобство использования как качество продукта, которое может присутствовать, а может отсутствовать в удовлетворительной степени. Удобство использования можно описать, в частности, в продуктах с пользовательским интерфейсом, который также включает карты. Качество можно разделить на несколько атрибутов. Можно сказать, что "полезный" продукт (или услуга) должен отвечать определенным стандартам полезности, эффективности, обучаемости, удовлетворенности и доступности.
Все эти атрибуты фактически определяют общую цель, которую пользователь имеет в виду для полезного продукта, а именно способность свободно использовать его по назначению, не сталкиваясь с неясностями и путаницей. Эта точка зрения вполне применима к оценке карт, которая также должна соответствовать этим требованиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что в зависимости от конкретной ситуации удобство использования может быть определено как совокупность одного до всех вышеперечисленных атрибутов. Однако количественная оценка этих признаков может быть чрезвычайно проблематичной, и некоторые аспекты могут быть оценены только путем сравнения с другими объектами или продуктами.
В последнее время удобство использования картографической визуализации широко опробовано с использованием объективных методов как качественного, так и количественного характера. Эти методы, использующие современные компьютерные технологии для оценки работы пользователей, позволяют объективно количественно оценить некоторые из атрибутов юзабилити.
Кроме того, при объединении этих методов и процедур тестирования (например, в рамках смешанной схемы исследования, сочетающей количественную оценку эффективности с анализом когнитивных стратегий пользователей с помощью систем слежения), данные можно сравнить с результатами одновременного психологического тестирования, фиксирующего индивидуальные различия между пользователями (респондентами).
Продолжение можно прочитать тут