Сегодня хочу поговорить о штативах, точнее о штативных ногах. Про штативные головы напишу отдельную статью. На просторах рунета очень мало внимания уделяется этому аксессуару, и практически нет никаких обзоров. Конечно, многим фотографам он попросту не нужен, но если вы работаете с предметкой, едой, интерьерами или пейзажами, то это это один из главных инструментов.
Давайте разберемся, зачем вообще нужен штатив. Применяют его в нескольких случаях:
1. Если необходимо производить съемку с длинной выдержкой, что бы не повышать светочувствительность и не плодить лишние шумы. Соответственно получать более качественную картинку без шевеленки и шумов.
2. Если есть необходимость построения сложной композиции. Тут все просто, когда камера на штативе, вы можете в режиме онлайн, глядя на экран монитора или ноутбука, двигать все объекты в кадре, и видеть что получается.
3. Съемка сверху под углом 90 градусов (доступно не на всех штативах). Пользуюсь не очень часто, но иногда очень выручает, кто снимал сверху на вытянутых руках, понимает о чем я говорю.
4. Видеосъемка, с соответствующей штативной головой можно делать очень крутые проводки или просто съемка интервью.
5. Возможность стекинга кадров, хоть по экспозиции, хоть по глубине резкости.
Это первое, что пришло в голову, как можно использовать штатив. Вроде и не мало применений. По своему опыту могу разделить штативные ноги на 3 подвида:
1. Любительские. Простой, дешевый, хлипкий и скрипучий китай. Обычно голова не сменная и пластиковая.
2. Продвинутые модели. Тут все намного интереснее. Можно сказать, что это золотая середина.
3. Профессиональные модели. Тут все продумано до мелочей, премиальные материалы, качество изготовления, устойчивость и надежность.
Ну теперь немного подробнее о всех этих видах штативов.
Любительские штативы, думаю что видели все. Их можно встретить на прилавках в магазинах электроники по 1-1,5 т.р. Предназначены для очень легких камер. Не подходит для коммерческого использования.
Конечно, такой штатив имеет место быть, например, человек делает кошельки ручной работы, у него маленькая камера, и ему вполне хватает и такого штатива. Первый мой штатив был как раз из такой категории. Сломался очень быстро, треснул пластик при фиксации положения. Камера оказалась тяжела для него и приходилось очень сильно затягивать, если нужно было сделать кадр в вертикальной ориентации, хотя вес камеры не превышал 1 кг. Если коротко то плюсы и минусы следующие :
Плюс: Низкая стоимость.
Минусы: Очень плохое качество материалов, слабый узел фиксации для вертикальной ориентации камеры, очень хлипкая и скрипящая конструкция, неустойчивость, не съемная голова.
С любительскими штативами разобрались, поехали дальше. Продвинутые штативные ноги. Тут все намного интереснее. Это та самая золотая середина. До недавних пор, я пользовался штативными ногами из этой категории и отработали они 6 лет, после чего были проданы товарищу, и теперь радуют его. Я в свое время выбрал вот эти штативные ноги Benro A-300EX . Весьма хорошее качество, приятные материалы, в меру надежные узлы фиксации ног. В общем отличный вариант за вменяемые деньги. Сейчас довольно богатый выбор штативных ног. Порекомендовать могу следующие фирмы Benro и Sirui. Они отлично себя зарекомендовали, много коллег пользуются и очень довольны. Цены на такие ноги в среднем от 4 до 10 т.р.
Но есть и минусы. Часто они не очень высокие, а если и высокие, то с камерой 1.5-2 кг, ведут себя не очень устойчиво. Именно по этим причинам я поменял штативные ноги, кстати совсем недавно. И зачастую, запасных частей на них нет, то есть, если что то сломалось, то штативные ноги идут на помойку. В общем отличный вариант, без переплат.
Плюсы: Адекватная цена, хорошее качество изготовления, хорошие материалы, способны держать гораздо больший вес камер, нежели любительские, компактны.
Минусы: Не высокие, на полной высоте не очень стабильны, слабо ремонтопригодны.
Ну вот мы и подошли к тому нашего списка, профессиональным штативным ногам. Признаюсь честно, до тех пор пока не купил себе профессиональные штативные ноги, сам не особо понимал в чем разница по сравнению с продвинутыми. Она не столь очевидна, как в любительских и продвинутых, скорее ощущается когда берешь его в руки, пробуешь как работают фиксаторы, пробуешь его стабильность в полностью разложенном виде покачивая его.
Долго выбирал какие штативные ноги взять и остановился на Manfrotto 055xpro3.
Выбор пал именно на него по нескольким причинам.
1. Они увесистые, 2.5 кг это вам не шутки, а вместе с головой 3,5 кг, да в некоторых моментах это минус, например в путешествиях, но для работы в студийных условиях это плюс. Камера на нем не дрожит и не норовит упасть на максимальной высоте, при малейшем прикосновении к штативу.
2. Максимальная высота, с выдвинутой штангой, равна 170 см. Надеваем голову на штатив и получаем 180-185 см. Именно этого мне не хватало в старом моем штативе, где вместе с головой, максимум, 160 см было.
3. Штангу можно перекинуть на 90 градусов и снимать сверху. Использую не так часто эту функцию, но иногда очень выручает.
4. Качество фиксаторов и в целом материалов. Фиксаторы очень добротно сделаны, четкие щелчки, даже мысли не возникает, что с ними может что то произойти. Прорезиненные части именно резиновые, а не пластик софт тач или губчатый материал, причем резина очень "цеплючая".
Но есть один существенный минус. Цена. Она, мягко говоря, не гуманна и составляет 19900 рублей только за ноги. А если еще и голову докинуть то 30-40 т.р. за штатив в сборе. Это дорого, у некоторых людей весь комплект фототехники меньше стоит, но если вы пришли к тому, что вам нужен именно такой штатив, значит вы, скорее всего, уже прошли определенный путь в фото и четко понимаете причину по которой он вам необходим.
Могу ли я рекомендовать к покупке такие ноги? Нет, не могу, очень дорогие, тяжелые, да качественные, но многим такие ноги просто не нужны, можно обойтись продвинутыми моделями, и вряд ли почувствуют разницу. А кому нужен, те и без моей рекомендации разберутся.
Вот такой кратенький обзор штативов получился. Ну а какой выбрать, решать только вам, исходя из требований и бюджета.