Найти тему
Частная почта

Между вечностью и будущим.

Оглавление

Удивительная штука светофор. Вроде утилитарный предмет, а с другой стороны – вполне себе философский. Красный – как символ страха, зелёный – цвет обновления и жёлтый – цвет ожидания. Выставка «Осень 2019», открывшаяся в выставочных залах Санкт-Петербургского Союза художников, после многих страхов за судьбу организации, обещала показать новое развитие, стать символом обновления, но подлинным цветом этой экспозиции стал всё-таки жёлтый.

-2

Время для искусства теперь странное. Есть несомненный запрос на прикосновение, на участие. Есть зритель, который жаждет прийти в театры, в концертные и выставочные залы. Нет критики, нет должного внимания предпринимателей, власти и коллекционеров. Как результат именно выставки сегодня стали главной возможностью для общества прикоснуться к современному искусству. Это показывает и опыт Москвы, и многих региональных центров, и Санкт-Петербурга.

Зритель идёт.

-3

Те, кто уже увидел работы, выставленные в здании на Большой Морской, 38, прежде всего говорят о разнообразии. Тот факт, что многие представленные работы уже появлялись раньше на различные экспозициях, не смущает. Для зрителя оказалось важно увидеть, что сегодняшнее сообщество авторов не зажато в рамках отдельных «модных» направлений, а может позволить себе не оглядываться на тренды. Лиричность и жёсткость, на грани жестокости, отдельных работ, обращения к вечным символам и попытки переосмыслить современный городской пейзаж, абстракция и реализм – здесь можно найти всё. И такое разномыслие зрителям определённо нравится. Другое дело, что разбираться в тонкостях зрителю некогда.

Поймать эмоцию.

Для многих, кто пришёл в залы Союза художников в день открытия было важно успеть пробежать по залам, отметить для себя несколько работ, поймать общее настроение. На остальное – «другой раз». Это новая особенность. Сама готовность зрителя приходить на выставку повторно и целенаправленно – нечто необычное, давно забытое. Как оказалось времена, когда было нормой не просто отметиться, а попытаться рассмотреть, понять, найти для себя своего автора, возвращаются и такие намерения уже не кажутся странными. Просто жизнь стала жёстче, темп растёт, а созерцание остаётся в числе важных потребностей. Чтобы прочувствовать, полюбить приходится возвращаться.

Авторам остаётся только ждать.

-5

По мнению Председателя Союза фотохудожников Санкт-Петербурга Александра Дымникова, сейчас хорошее время для оптимистов. На рынке есть деньги, относительно низкие цены и много хороших авторов. Мало продаж?

- У меня есть такая идея, что спрос на искусство за последние лет сто, был связан с разрастанием банковского капитала в мире. За последнюю сотню лет доля прибыли банков в мировой экономике выросла с 3 – 5% до 50%. Появилась некая альтернативная финансовая экономика. Деньги некуда девать. Их вкладывают, в том числе в искусство и они начинают сами себя греть. Поскольку мы понимаем, что время либеральной экономики заканчивается, будет какая-то другая экономика, то баснословных прибылей у художников не будет, но спрос останется, - считает Александр Дымников.

Фотодевиация.

На фоне графиков, скульпторов, мастеров плаката часть экспозиции, собранная Секцией фотографии, оказалась островком концептуализма. Проект Игоря Никитина и Станислава Лутфи-Рахманова, при всём разнообразии работ, собранных выставкомом под председательством Александра Черногривова имел единую цель – показать широту возможностей фотографических техник. Цианотипия и лит-печать. Фотомонотипии и эксперименты с моноклем и пинхолом. Даже сверхсовременные цифровые технологии вовсе не противоречат ожиданиям зрителя встретить работы полные концептуализма, философии, романтики, и даже реализма, но не «плоского», а именно художественного, по впечатлению, производимому на зрителя выходящие на уровень живописи. Это тоже новация. Попытка собрать концептуальный проект из работ авторов, разных как по технике, так и по возрасту, и по взгляду. И эта часть экспозиции, тоже не для одного посещения.

Время есть.

Не много – только до 23 ноября 2019 года. Будут и специальные дни. 16 ноября – День искусствоведа. 17 ноября – День художников кино. В завершающий день – 23 ноября в Большом зале пройдёт День акварелиста.