Найти тему

Исследования по удобству и когнитивным вопросам картографических визуализаций

Оглавление
Источник изображения: https://ivbg.ru/wp-content/uploads/2018/05/e100_9.jpg
Источник изображения: https://ivbg.ru/wp-content/uploads/2018/05/e100_9.jpg

Создание картографической продукции - это не единственная цель картографии; необходимо также выяснить, служит ли эта продукция своему назначению и подходит ли она для целевой группы пользователей. Поэтому все картографические работы должны быть проверены и критически оценены. Каждая оценка начинается с определения того, что именно хочется оценить и какими свойствами обладает оцениваемый объект (в данном случае карта). Это связано с тем, что удобство использования карты может быть оценено только по отношению к пользователю или определенной группе пользователей.

В научной литературе приводятся многочисленные примеры методов, используемых для оценки карт и аналогичных продуктов. Некоторые из них уделяют особое внимание различным аспектам привлекательности и, следовательно, актуальны, главным образом, при оценке картографической продукции, предназначенной для широкого круга пользователей. Однако эти оценки не основаны на объективных характеристиках продуктов.

В картах, предназначенных для специализированного профессионального использования, оценка должна быть сосредоточена на различных свойствах: насколько наглядно картографическое изображение фиксирует целевые объекты и явления, насколько хорошо можно различать и идентифицировать отдельные объекты, насколько ясны и прозрачны паттерны различных типов объектов и насколько эффективно и результативно карту можно читать в условиях, в которых она наиболее вероятно будет использоваться.

Оценка картографической продукции обычно включает прямое тестирование различных компонентов юзабилити. Хотя методы, используемые для такого рода оценки, обычно не охватывают всех качеств карты (например, правильность, актуальность и точность информации на карте), они все же очень полезны для оценки различных когнитивных процессов, непосредственно связанных с чтением и интерпретацией конкретного картографического продукта.

Обычно бывает трудно оценить эти процессы разными способами. Методы оценки удобства использования особенно подходят для анализа тех визуализаций, в которых от пользователей ожидается как быстрая, так и эффективная (без ошибок) работа.

Хорошим примером таких требований является работа диспетчеров по чрезвычайным ситуациям, от которых часто требуется использование имеющихся географических информационных систем для получения необходимой информации как можно быстрее и точнее. На процесс передачи информации в этом случае оказывают влияние многие факторы, влияющие на восприятие людей, в том числе личность пользователя.

Все эти факторы, которые могут быть менее важными в других областях картографического применения, должны рассматриваться как ключевые аспекты передачи информации между картой и пользователем, когда карта используется для реагирования на чрезвычайные ситуации.

Специфические характеристики карт, используемых в аварийных центрах

Работа диспетчеров по чрезвычайным ситуациям очень тесно связана с пространственной информацией и позиционированием. Следовательно, чтение карт является важной частью всех этапов диспетчеризации: диспетчеры и аварийно-спасательные группы используют информацию, полученную с карт, для координации и корректировки своих решений, от которых во многом зависит успех всего аварийного реагирования. Сегодня основным источником информации такого рода служат именно географические информационные системы (ГИС).

Помимо оперативного сбора ключевой информации и обеспечения контроля за реагированием на чрезвычайные ситуации, эти инструменты позволяют пользователю незамедлительно получать доступ к данным, хранящимся в базах данных. Однако прежде чем задуматься о том, как эта информация может быть использована на практике, необходимо обратить особое внимание на процессы, связанные с работой работников аварийно-спасательных служб.

Управление реагированием на чрезвычайные ситуации использует различные источники информации, поэтому все формы информационного поведения должны быть тщательно изучены и приняты во внимание. Это единственный способ установить, какая из этих сведений действительно необходима диспетчерам, реагирующим на чрезвычайные ситуации.

Оптимизация инструментов, используемых в аварийных центрах

Анализ коммуникации между различными подразделениями аварийных служб показал, что работники аварийных служб нуждаются в доступе к как можно большему количеству соответствующей входной информации, чтобы впоследствии принять решение о соответствующих мерах (например, какие подразделения будут направлены, в каком количестве и т.д.).

Это подчеркивает важность обеспечения высокого качества информации, поскольку от этого во многом зависит успех окончательного решения. Помня об этих проблемах ученые детально изучили возможные пути оптимизации геоинформационных инструментов для служб экстренной помощи. Слабые стороны этих инструментов можно было обнаружить, в частности, в их функциональности, возможностях управления данными и обновления.

Другой важной переменной, влияющей на удобство использования этих инструментов, являются формы картографической визуализации имеющихся данных, которые не являются одинаковыми для всех продуктов. На основе этих выводов был определен ряд ключевых областей для дальнейших исследований.

Прежде всего, необходимо сконцентрироваться на совершенствовании пользовательского интерфейса, что является одним из важнейших аспектов удобства использования в ГИС и оказывает сильное влияние на эффективность процессов принятия решений. Наблюдение за работой диспетчеров, реагирующих на чрезвычайные ситуации, показало, что улучшенный пользовательский интерфейс используемых приложений ГИС позволит диспетчерам использовать этот инструмент более интуитивно и не будет побуждать их искать информацию из других, неофициальных источников.

Еще одной областью, требующей усовершенствования, является эффективное использование данных. Оптимизация существующих наборов данных, в частности, предполагает укрепление взаимосвязи между различными базами данных и возможность их регулярного обновления. Речь идет в основном об интеграции различных баз данных с различными географическими и негеографическими данными, с тем чтобы все участвующие в процессе подразделения имели свободный доступ к этим данным.

В последнее время появляется все больше возможностей для включения данных из сенсорных сетей, которые могут быть очень мощным источником информации при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварийное реагирование может потребовать немедленной связи между несколькими сторонами, расположенными в разных местах. В таких ситуациях необходимо иметь доступ к высококачественным инструментам для разработки геослужб, которые являются очень эффективными посредниками в случае нестабильных ситуаций.

Геослужбу описывают как сотрудничество двух или более субъектов, использующих географические информационные и геоинформационные технологии для одновременной или непосредственной работы над одной и той же пространственно определенной проблемой. Оптимизация геоинформационных средств позволяет сделать вмешательство более эффективным и быстрее решить проблему.

Последним крупным источником недостатков в инструментах геовизуализации, используемых диспетчерами, является сама обработка картографических данных. Совершенствование используемых в настоящее время визуализаций может повысить эффективность и точность работы диспетчеров аварийно-спасательных формирований, одним из ограничений которых часто называют явное отсутствие концептуального обоснования в картографическом изображении различных явлений (неправильное символическое отображение, слабая читаемость карты и т.д.).

Возможным решением могла бы стать визуализация непосредственно на основе потребностей пользователей, которая относится к области адаптивной картографии. Адаптивный подход в картографии направлен на удовлетворение всех потребностей операторов аварийно-спасательных работ путем реагирования на их индивидуальные потребности.

Продолжение читайте в этой статье