Пятьдесят пять лет назад, в июне 1964 года не стало выдающейся певицы Лидии Клемент. Было ей всего 26 лет… И сегодня песни в исполнении Лидии Клемент трогают души, а нашему времени, как заметила ее поклонница, не хватает «такой искренности и тепла, которые несла в своем творчестве эта удивительная певица»…
Материал этот я сделал для газеты «Вести Адмиралтейского района», где он – в сокращенном виде – и был опубликован.
Первым, к кому я обратился с просьбой рассказать о Лидии Ричардовне, был мой давний хороший знакомый композитор Александр Колкер. Александр Наумович оказался нездоров (86 лет как никак) и посоветовал мне перечесть стенограммы наших предыдущих бесед (он всякий раз непременно вспоминал Лидию Клемент) и даже разрешил взять фрагмент из его мемуарной книги «Лифт вниз не поднимает». К последнему его совету прибегать не пришлось. Тем более того, что его рассказ о создании «визитной карточки» Лидии Клемент - песни «Карелия» - я решил привести в полном объеме. Мне кажется, он того заслуживает.
Однако одним рассказчиком ограничиться я не мог. Нужен был, по крайней мере, еще хотя бы один воспоминатель. Я терялся в догадках, кто бы им мог быть. И вдруг – иначе, чем чудо, это не назовешь, - интернет, с которым я не в больших ладах, выдает мне электронный адрес дочери Лидии Клемент, проживающей, как сказано выше, в Соединенных Штатах. И Наталья Борисовна любезно соглашается ответить на мои вопросы…
Короткой строкой
Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года в Ленинграде. Отец - инженер из Эстонии, умер до войны; маленькая Лида с мамой Марией Гордеевной пережили блокаду.
Лидия Клемент окончила Ленинградский инженерно-строительный институт, два года работала проектировщиком в «Ленпроекте». И два года пела с эстрадным оркестром Дома культуры им. Серго Орджоникидзе под управлением Наума Тёмкина. Затем выступала с ансамблем Ленинградского театра комедии под управлением Владимира Фёдорова.
Специально для Лидии Клемент писали свои песни композиторы Александр Колкер, Станислав Пожлаков, Андрей Петров, Георгий Портнов, Вадим Шеповалов.
Всесоюзную известность принесло ей исполнение песни Колкера «Карелия» (стихи Кима Рыжова) и Шеповалов «Дождь на Неве» (стихи Бориса Гершта и Константина Григорьева).
Лидия Клемент была замужем за джазменом Борисом Шафрановым. В 1961 году у них родилась дочь Наташа.
Наталья Шафранова по окончании Ленинградского педагогического института работала в одной из ленинградских школ. С 1992 года живет в США.
Скончалась Лидия Клемент 16 июня 1964 года после скоротечной и тяжёлой болезни (меланобластома). Похоронена на Богословском кладбище.
Автор памятника на могиле – архитектор Юрий Лобанов. Он не был знаком с певицей, но являлся её горячим поклонником, и проект был разработан им безвозмездно. По замыслу автора, надгробие представляет собой брусок тонарма (рычаг с головкой звукоснимателя) радиолы, зависшего над пластинкой - той, которую Лидия Клемент не успела увидеть…
«Успех был невообразимый!»
Александр Колкер:
- 1963-й год. Исключительно мужской компаний – поэт Ким Рыжов, будущие известные драматурги Михаил Гиндин и Генрих Рябкин (они будут писать и для Аркадия Райкина) и я – такой небольшой концертной бригадой мы отправились в Карелию – подзаработать. Сортавала. Гостиница – бывший финский офицерский бордель. Большой номер – один на четверых. Кимушка уже тогда был болен облитерирующим эндартериитом. Врачи ему категорически запретили курить. Мы следили, чтобы он не курил. В Сортавале Ким убегал от нас на берег Ладожского озера. И там сказочная природа навеяла ему строки будущей песни:
«Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер…»
Стихи получились изумительные:
«В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня…»
Я тут же схватил свой аккордеон и закрылся в туалете. Больше уединиться было негде. (С аккордеоном на городскую улицу не выйдешь.) И там сочинял музыку. Первым «Карелию» спел Ким Рыжов.
Художественный совет Ленинградского радио песню не принял: «банальный, дешевый вальсок»! И не рекомендовал к исполнению. Это потом «Карелия» зазвучит на всю страну. Ее до сих пор в Республике Карелия считают чем-то вроде гимна.
Почему первый исполнитель не Мария Пахоменко? (Мария Пахоменко – жена Александра Колкера. – В.Ж.) Машенька, обладая абсолютным слухом, была просто напитана музыкой. Она могла повторить все, что звучало по радио. Не только песни, но и арии из опер, даже те, которые исполняли Козловский и Лемешев. Но она пела в квартете. Я сказал: «Машенька, квартет квартетом, это страница твоей жизни, но пора ее перелистнуть и переходить к сольному пению». «Ни за что!» У Пахоменко был характер. И не было музыкального образования, нотной грамоты она не знала.
Лидочка Клемент тоже из самодеятельности – она закончила ЛИСИ. «Карелию» первой, если не считать пение Рыжова, спела она. Случилось полное и точное совпадение стиха, музыки и голоса. Успех был невообразимый!
Чуть позже мне все же удалось уговорить Марию Пахоменко записать песню – песню для спектакля «Иду на грозу», она прозвучала в популярнейшей в Советском Союзе радиопередаче «С добрым утром», и «закачало» всю страну! Из каждого окна звучал голос моей Марусечки: «Качает, качает задира ветер фонари над головой...»
В теплое время года мы с Машенькой и нашей дочерью Наташей жили на даче в Крилловском. Там же жила и Лида со своей семьей – у ее мамы был свой небольшой домик.
Однажды на озере я увидел, как Лидочка заклеивает пластырем на ноге родимое пятно. Болезнь оказалась скоротечной…
Мне удалось на Всесоюзном радио договориться, и 16 июня 1964 года на всю страну звучала песня «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. Она прозвучала двенадцать раз. Под эту песню Лидочка и ушла из жизни…
Прошло несколько лет. Я сделал новую инструментальную партитуру «Карелии», с хоровыми вкраплениями, эта редакция существенно отличается от прежней, и песню записала моя Машенька…
Наталья Шафранова:
«С какой любовью и нежностью о маме говорят…»
- Наталья Борисовна, когда не стало вашей мамы, вам было три года…
- Мне не было и трёх лет, и я практически её не помню, только несколько эпизодов. Помню, как она репетировала дома, а я все время стояла рядом и пыталась ее отвлечь. Помню, как мама приезжала на дачу, где я жила с бабушкой, как уговаривала меня что-то доесть. Очень обрывочные воспоминания...
Мама часто уезжала на гастроли, и папа тоже. Я оставалась с бабушкой. (Папа музыкант, его страсть - джаз. Родители развелись, когда мне было около двух лет, и мама вернула себе свою девичью фамилию.) Моим воспитанием в основном занималась бабушка, мамина мама. Она меня очень любила и баловала. Да и папа всегда был рядом.
Мне вообще кажется, что в раннем детстве ты не так сильно ощущаешь остроту потери, но чем старше становишься, тем отчетливее понимаешь, как сильно тебе не хватает мамы. И как ни странно с годами это чувство только усиливается.
- Вы жили в коммунальной квартире? Кто были ваши соседи? Как они относились к тому, что их соседка Лидия Клемент?
- Моя прабабушка вместе с детьми приехала в Петроград из Финляндии. После того, как мой прадед был расстрелян, она продала дом и с детьми перебралась в Петроград. В 1919 году.
И с того времени наша семья жила на Подольской, 26. Здесь родилась и выросла мама, и в этой же квартире прошло мое детство. Квартира была коммунальной, но половину ее занимали родственники: бабушкина старшая сестра с мужем и мамина сводная сестра с сыном. В этом доме бабушка и мама пережили блокаду.
- Телевизоры в начале 60-х были не в каждой квартире, не в каждой семье. Собирались ли родственники и соседи компанией у телеэкрана, когда «показывали» Лидию Клемент?
- Жили мы очень скромно, и телевизор у нас появился позднее, чем у соседей, но, конечно, когда показывали маму, они нас всегда приглашали. Хотя, насколько я знаю, показывали ее довольно редко.
- Куда вас водили гулять – в сад «Олимпия»?
- Гулять мы чаще всего ходили в сквер, что рядом с нашим домом. Сегодня он носит мамино имя, к сожалению никакой таблички там нет, хотя на карте города значится сквер Лидии Клемент. Я этим очень горжусь, конечно. В «Олимпии» мы тоже часто бывали, моя школа была совсем рядом.
- Когда вы узнали, что мама – певица? Когда осознали: выдающаяся певица?
- Я, конечно, знала, что мама известная певица, но, как вы понимаете, в раннем детстве я не очень об этом задумывалась. Хотя и чувствовала, что и в детском саду и, позднее, в школе взрослые ко мне относятся несколько иначе, чем к другим детям, и понимала, что это связано с тем, что я дочь Лидии Клемент.
- Не было ли желания пойти по маминым стопам?
- Желание пойти по родительским стопам у меня было, но не было голоса и, вероятно, такого непреодолимого желания заниматься музыкой, какое было у родителей.
- Знаю, что приезжая в Петербург, вы постоянно бываете на Богословском кладбище. Наверное, вас не может не радовать, что могила ухожена, и что ухаживают за ней поклонники Лидии Клемент.
- В Петербург я приезжаю довольно часто и, конечно же, всегда еду на Богословское. Я очень благодарна друзьям нашей семьи Инне Сергеевне Лебедевой и Людмиле Сергеевне Капутовской, которые ухаживают за маминой могилой.
Найти могилу сегодня довольно нелегко, но люди все-таки приходят и даже оставляют записки для родственников - Николай Николаевич Скобин соорудил специальный ящичек для писем, он же прикрепил плакат с текстом стихотворения Иннокентия Анненского: «Среди миров, в мерцании светил одной звезды я повторяю имя…» Таким образом я познакомилась с Владимиром Пузановым и Владимиром Орловым – они создали сайт посвященный маме. Безусловно, не могу не быть благодарна автору памятника, Юрию Лобанову. Я очень многим людям хочу сказать огромное «спасибо». Поэтессе Марине Чекиной и композитору Владимиру Шульгину за песню «Монолог с Лидией Клемент». Скульптору Светлане Мельниченко за проект композиции «Дождь на Неве» для сквера, названного маминым именем. К сожалению, установить его в сквере пока не удалось, но мы не теряем надежды. Кстати Светлана тоже живет в Адмиралтейском районе, недалеко от сквера.
- Самое необычное проявление любви поклонников к Лидии Клемент?
- Самая необычная история, конечно, связана с созданием фильма «Лидия Клемент. Яркая комета». Со мной «ВКонтакте» связался Дмитрий Марков и сказал, что он хотел бы снять о маме фильм, спросил, есть ли возможность встретиться. Я приехала в Питер, на мамино 75-летие, и наша первая встреча с Дмитрием и оператором фильма Сергеем Маховым произошла на Богословском кладбище. Ребята работают на Витебском телевидении и специально приезжали на машине из Беларуси, чтобы увидеться со мной. Я, если честно, мало верила в успех этого мероприятия, но у нас все получилось. За четыре дня, что я была в Петербурге, нам удалось пообщаться и с мамиными однокурсниками, и с музыкантами, поговорить с людьми, которые ее помнят и любят.
Я была потрясена не только тем, что 50 лет спустя Лидию Клемент и ее песни помнят, а еще и тем, с какой любовью и нежностью о ней говорят все, кто ее знал. Это была почти мистическая история. Я улетела, а ребята приезжали в Питер еще несколько раз.
Премьера фильма состоялась в Доме Актера 14 декабря 2013 года. Мы очень нервничали, что нет никакой рекламы, и народа не будет, но собрался полный зал. К сожалению, фильм показали по Петербургскому телевидению всего два раза, да и то в очень неудобное время.
Автор текста - Владимир Желтов.