Найти тему

Ликвидация вместо информации. Как террор предпочли разведке?

За свою карьеру Николай Кузнецов целенаправленно ликвидировал 11 нацистских бонз. Картина Андрея Каращука "Николай кузнецов убивает Геля".
За свою карьеру Николай Кузнецов целенаправленно ликвидировал 11 нацистских бонз. Картина Андрея Каращука "Николай кузнецов убивает Геля".

к Кузнецов мог сделать гораздо больше для Родины?

Сведения, которые добыл, находясь в тылу у немцев один из лучших советских разведчиков оказались бесценными для советских спецслужб, но его главной задачей был террор…

Представьте себе, что Вы приехали в город, где никого не знаете. Вам надо зайти в бар, в течении часа познакомиться с двумя-тремя компаниями, расположить их к себе, узнать все местные сплетни, а по возможности найти выход на городского мэра. И конечно, Вам нельзя вызывать подозрений. Справитесь? Тогда, возможно, Вы смогли бы стать разведчиком, ведь именно так действовал Николай Кузнецов.

Интенсивный тренинг в лагере военнопленных.

О довоенной карьере Николая Кузнецова, которую сильно осложняли его анкетные данные мы уже писали. Он стал «своим человеком» в московских дипломатических кругах, поддерживал приятельские отношения со многими сотрудниками немецкого посольства. С началом войны все изменилось. Кузнецова зачислили в «Особую группу» легендарного Судоплатова и начали готовить из него «немецкого офицера». Для этого будущей легенде разведки организовали тур по лагерям военнопленных, где он лично общался с пленными немецкими офицерами, изучая и пытаясь скопировать их поведение, манеру общение, профессиональные термины.

Пленных немцев в СССР содержали в достаточно строгих условиях, Николаю Кузнецову пришлось почувствовать это на себе.
Пленных немцев в СССР содержали в достаточно строгих условиях, Николаю Кузнецову пришлось почувствовать это на себе.

Ну а вишенкой на торте оказался экзамен – Николая отправили в барак к пленным немцам проверять придуманную ему легенду. Риск был велик, однако Кузнецов отлично выдал себя за взятого в конце 1941 года в плен обер-лейтенанта. Вскоре, его забросили за линию фронта, в город Ровно, где находился аппарат рейхскомиссариата «Украина». Связь Николай поддерживал через партизанский отряд «Победители», которым командовал кадровый контрразведчик Дмитрий Медведев.

Сначала ликвидация, потом информация!

Николай Кузнецов прибыл в Ровно в октябре 1942-го под легендой обер-лейтенанта Пауля Зиберта. Как не парадоксально его основной задачей была подрывная деятельность, состоящая в ликвидации нацистских функционеров, а не добыча информации. Этим советское руководство хотело устрашить гитлеровцев и отомстить за их многочисленные преступления против мирного населения. Так, целью номер 1 для советского разведчика был рейхскомиссар Украины Эрих Кох, нацистский «эффективный менеджер», причастный к гибели и депортации миллионов советских и польских граждан. При этом, сам Кузнецов-Зиберт понимал, что ликвидация хорошо охраняемого Коха будет для него самоубийством, однако был готов пожертвовать своей жизнью. В ожидании, когда представится возможность добраться до Коха советский разведчик последовательно отстреливал людей из его окружения. Николая отличало крайнее хладнокровие. Так, он спокойно прогуливался вдоль здания рейхскомиссариата, поджидая свою жертву, после чего неожиданно открывал огонь или бросал гранату в автомобиль. Главный юрист Коха – Функ и его зам по финансам – Гель получили от «обер-лейтенанта» по пуле. Первый заместитель – Даргель выжил после взрыва противотанковой гранаты, но лишился ног.

К подобным покушениям Кузнецов подходил крайне творчески, в частности, после ряда убийств он сам организовывал за собой погоню, проверяя документы у встречавшихся на пути обер-лейтенантов.

Проблема была в другом. На место Функа, Даргеля и Геля пришли другие люди и нацистская машина убийств продолжила уничтожать людей, грабить советскую Украину, угонять мирное население на принудительные работы. Даже Эрих Кох, видный функционер, разработавший концепцию сталкивания русских и украинцев между собой был лишь винтиком в нацистском аппарате. Добрался бы до него Кузнецов, на эту должность нашелся бы новый человек и глупо думать, что преемник Коха стал бы вести более гуманную политику. Зато после каждого удачного покушения на главной площади Ровно расстреливали заложников…

Сведения, приблизившие победу.

Еще в феврале 1943 года Кузнецов-Зиберт успешно захватил нацистского фельдкурьера Гаана, в портфеле которого были обнаружены планы новой ставки Гитлера «Вервольф» под Винницей. А вскоре, дружески выпивавший со своим приятелем Паулем штурмбанфюрер СС Ханс фон Ортель выболтал ему планы операции «Большой прыжок» - попытке нацистов ликвидировать Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции. Кроме того, общаясь со знакомыми офицерами, части которых перебрасывались под Курск еще в июне 1943-го советский разведчик по крупицам собрал данные о планируемом немецком наступлении на Курской дуге. Все эти сведения через «Победителей» Медведева своевременно направлялись в Москву.

После разгрома немецких войск под Курском, когда нацисты пытались оперативно организовать оборону правобережной Украины, Кузнецов в Ровно продолжал собирать сведения о планах гитлеровской ставки. Однако, его положение ухудшалось. Из-за многочисленных удачных ликвидаций гестапо пристально проверяло всех обер-лейтенантов. Не один раз советский разведчик выходил сухим из воды только благодаря собственному хладнокровию. Наконец, в январе 1944 года, «Победителей» передислоцировали под Львов, ведь советские войска наступали и Ровно немцы эвакуировали. Не привлекай Николай к себе внимание и имей он устойчивую связь с центром, можно было бы отступать с немцами до самого Берлина, вливаясь в воинские части отступавшего противника и снабжая Центр новыми сведениями. Но его готовили именно как ликвидатора, штатного радиста и четких распоряжений по внедрению в части вермахта у разведчика не было. По сути, он был штатным ликвидатором отряда Медведева и подчинялся его командам. Поэтому Кузнецов, повысив Зиберта до гауптамана (капитана), по приказу командира победителей отправился во Львов.

И герой не застрахован от случайности…

Хотя в команде Кузнецова действовали разведчики Белов и Каминский, хорошо знавшие Львов и имевшие там связи, времени на изучение города у Николая не было. Казни же гитлеровских подручных было необходимо продолжать… И «гауптман Зиберт» не подвел. 9 февраля он застрелил главу дистрикта «Галиция» Отто Бауэра, но на этом удача изменила разведчику окончательно. Ориентировки на белокурого гауптманна были разосланы по всей Украине, еще остававшейся под контролем немцев, связь с «Победителями» была потеряна. В итоге Николай принял решение идти на встречу к своим. Прорываясь сквозь немецкие кордоны Николай и его спутники почти дошли до линии фронта и по нелепой случайности столкнулись в селе Боратин с бойцами УПА (украинская повстанческая армия) переодетыми в советскую форму. Дальнейшая история стала известна спустя 15 лет из допросов националистов. Кузнецов сам вышел к ним, приняв за советских солдат и был убить в перестрелке…

Соратник и руководитель Кузнецова Дмитрий Медведев дожил до конца войны и успел стать писателем. Умер в 1954 году.
Соратник и руководитель Кузнецова Дмитрий Медведев дожил до конца войны и успел стать писателем. Умер в 1954 году.

Могло ли быть иначе?

Отбросим стереотипы, разведка - это не только, и не столько гонки на машинах, перестрелки и гулянки в казино. Разведка – ежедневный кропотливый труд по сбору сведений. И Николай Кузнецов, яркий, талантливейший человек с уникальной способностью входить к людям в доверие, спас тысячи и миллионы жизней своевременно добыв информацию о немецких планах под Курском и в Тегеране и координационном центре под Винницей. Если бы ему, с его личными качествами дали задание не привлекать к себе внимание, а собирать крупицы бесценной информации о планах врагов, как знать, сколько еще жизней он бы мог спасти. При этом, мы с Вами, дорогой читатель, могли бы до сих пор не знать про судьбу этого человека, ведь после Германии его бы ждала командировка в Аргентину или США… но не любит история сослагательного наклонения.

Вы спросите, что же стало с Эрихом Кохом? Ему в своем роде повезло, петля в Нюренберге миновала гитлеровского палача. Попался он сам, в 1948 году, когда попытался, по старой партийной привычке, заняться общественной деятельностью. Его выдали Польше, 10 лет судили, но решили не казнить из-за слабого здоровья. Остаток своей жизни (а, не смотря на здоровье он дожил до 90 лет) Кох провел в крайне неуютных польских тюрьмах.

Дорогой читатель, спасибо за внимание. Надеюсь я смог рассказать Вам что-то новое и помочь взглянуть на историю одного из самых знаменитых и бесстрашных разведчиков под другим углом. Начало истории про Кузнецова вы можете прочитать здесь: "Странное начало карьеры. Почему лучшего советского разведчика должны были сразу расшифровать?"