Прошу прощения за долгое отсутствие. Продолжаем разбираться в русской литературе и готовиться к экзаменам. Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по ЕГЭ, напишите в комментариях – отвечу, разберем подробнее.
А пока неожиданная тема про лошадей, повозки, станции и дороги.
Я неоднократно сталкивалась с тем, что современные школьники не очень понимают принцип езды в XIX в. на лошадях, которых в произведениях то меняют на станциях (очень часто встречающаяся сцена в русской литературе), то распутывают в момент, когда столкнулась бричка и коляска (сцена из "Мертвых душ" Гоголя); которых (лошадей) то одна, то три, то шесть в одной упряжке. Плюс недавно я наткнулась на интересную статью Анатолия Ганулича в журнале "Конный мир", поэтому буду приводить некоторые цитаты и из нее.
1. "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Все события повести разворачиваются на почтовой станции, где Самсон Вырин работает смотрителем.
Уже в XVII в. в некоторых городах и деревнях были устроены почтовые станции: здесь содержалось несколько (по имеющимся данным около 8 на одной станции) лошадей, чтобы проезжающие (изначально только почтари) могли остановиться, поесть, отдохнуть сами или дать отдых лошадям, а также чтобы можно было оставить своих лошадей и взять других (свеженьких, отдохнувших) для безостановочного пути. При таких станциях обычно была гостиница и трактир. Это нужно было также еще и потому, что периодически лошадей не хватало и те, кто приехал, могли задержаться на день, два, а то и больше (нужно было ждать, либо когда имеющиеся лошади отдохнут, либо когда кто-то приедет на станцию). Поэтому в очень многих произведениях есть сцены, где разбушевавшийся путешественник кричит на станционного смотрителя, требует лошадей, чтобы ехать дальше и ехать тотчас же, но лошадей нет, и нашему герою приходится сидеть и ждать. В "Дубровском" именно в такой ситуации главный герой встретился с французом Дефоржем ("На станции ** в доме смотрителя, о коем мы уже упомянули, сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца или иностранца, то есть человека, не имеющего голоса на почтовом тракте").
Вернемся к "Станционному смотрителю":
Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! <...> Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо.
Помимо того, что станция стала местом знакомства гусара с дочерью смотрителя Дуней (при каких обстоятельствах они бы еще могли встретиться?), здесь важным является образ самого Самсона Вырина. Станционный смотритель является маленьким человеком, который занимает низкую должность, которого любой может обидеть и который не может ничего сделать обидчику в ответ. Это первый образ маленького человека в русской литературе, и его создал А.С. Пушкин.
2. "Мёртвые души" Н.В. Гоголя
Выше я уже упомянула сцену из поэмы Гоголя, в которой запряженная тремя лошадями бричка Чичикова столкнулась с коляской "с шестериком коней". По количеству лошадей сразу можно определить статус и богатство проезжающего.
Но самой известным, конечно, является момент, которым заканчиваются "Мёртвые души", – лирическое отступление о птице-тройке. Оно представляет собой развернутую метафору: от реальной тройки лошадей, которые запряжены в бричку Чичикова, уезжающего от разоблачения и позора, мы постепенно переносимся на некий метафизический уровень (похожая трансформация будет с лошадьми и в "Мастере и Маргарите" Булгакова):
И какой же русский не любит быстрой езды? <...> Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен <...>
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
Так, обычные (реальные) кони превращаются в метафору России: лошади скачут очень быстро, при этом каждая своим ходом: "Тройка - единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. При этом левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, а правая – с левой. Лошади выбирают "ведущую" ногу инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость – передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову" (из статьи Анатолия Ганулича).
Если лошади понесут (то есть выйдут из-под контроля, перестанут слушать команды, двигаясь тем аллюром, каким им вздумается), то никто не остановит их, они снесут всё на своем пути. Гоголь сравнивает эту езду-полёт с судьбой нашей страны, так как писатель тоже не знает, куда мы мчимся как ошалелые: в светлое будущее или в пропасть.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. <...> Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
"Другие народы и государства" дают дорогу Руси, потому что, с одной стороны, поражены ее силой и скоростью, с другой – опасаются, что она сшибет их в процессе своей безумной езды.
3. "Ионыч" А.П. Чехова
Рассказ о деградации души и параллельно о накоплении богатства и "заплывании жиром" Дмитрия Ионыча Старцева. Об изменении статуса земского врача мы можем судить по тому, как он передвигается по губернскому городу С.
Сначала Ионыч не имел лошадей и ходил пешком, гулял с удовольствием:
Весной, в праздник — это было Вознесение, — после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и всё время напевал.
Отработав земским врачом год, Старцев наконец заводит себе пару лошадей и кучера:
У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке.
Он делает предложение Котику, но получает отказ. С этих пор Ионыч ударяется "во все тяжкие".
Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.
В статье из журнала "Конный мир" говорится: "В последней трети XVIII века придумали использовать в качестве сигнала бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. <...> Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения служебных обязанностей". Это напоминает современную ситуацию с мигалками (проблесковыми маячками) на служебных автомобилях и обществом "синих ведёрок". Но в XIX в. запрет научились обходить: вместо почтового колокольчика люди стали вешать на шею лошадей гирлянды из бубенцов. Именно поэтому тройка с бубенцами является символом богатства, шика, высокого статуса, о котором нужно сообщить всем вокруг.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Друзья, если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите их в комментариях! Я с удовольствием разберу предложенную вами тему. Будем вместе готовиться к экзамену!