Не застав так называемого Высокого ренессансного периода, во время которого блистали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, а почти через поколение, Джорджо ди Антонио Вазари появился около 1530-х годов и стал важным звеном в развитии итальянского искусства эпохи Возрождения. Он был известен и уважаем не только как художник, но и как архитектор, правда в особенности современников впечатляли его фрески, созданные в стиле маньеризма для усиления библейских повествований.
Однако его наибольший вклад в историю западного искусства пришел вовсе не через живописные и архитектурные «произведения», а скорее через книгу: «Жизнеописание самых выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих», которая впервые была опубликована в 1550 году.
По словам ученого Эндрю Ладиса, именно в ней Вазари превратил Микеланджело (в частности) в "торжествующего Спасителя искусств, фигуру света".
Его можно считать в некоторой степени даже основателем искусствоведения, поскольку во многом благодаря его трудам, и началось столь подробное изучение творчества величайших людей той эпохи – художников, скульпторов и архитекторов.
«Портрет Лоренцо Медичи Великолепного»
Этот портрет был написан Вазари в возрасте 22 лет. На нем изображен Лоренцо Медичи - также известный как Лоренцо Великолепный - итальянский государственный деятель и знаменитый правитель Флоренции.
Де Медичи был признан многими, в том числе да Винчи, Микеланджело и Боттичелли - самым важным покровителем искусства эпохи Возрождения.
На портрете он изображен в синей накидке с рукавами, украшенными мехом горностаев, в окружении предметов, прославляющих его царствование с латинскими надписями.
Так, надпись на вазе гласит: «Сосуд всех добродетелей»; надпись на колонне гласит: "Как и мои предки, я чту их своей добродетелью".
На поясе Лоренцо Медичи висит красный кошелек, символизирующий его роль финансиста и банкира папства.
Как писал Вазари: "Я хотел включить в этот портрет любое украшение, имеющее большое значение для его выдающихся качеств, которые сделали его выдающимся в жизни, и показать, что все его почести были исключительно его достижениями".
Портрет был заказан Козимо I де Медичи, вторым герцогом Флоренции (1537-1574) в качестве акта почтения (Лоренцо умер в 1492 году, в возрасте 43 лет) одного из своих самых могущественных предков.
Вазари был рад взяться за этот заказ – таким образом, и он выразил свое почтение перед семьей Медичи за их покровительство, которое было ему оказано на протяжении всей жизни.
Несмотря на то, что Вазари не любил писать портреты, предпочитая им композиционные работы, в которых он мог бы избежать фокусировки на деталях, необходимых для достижения «сходства» с оригиналом, в этой работе мы видим, что художник все же сумел воплотить образ задумчивого и могущественного мецената искусства.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!