В прошлой статье "Как правильно учить буквы? 9 секретов от логопеда" я уже рассказывала основные приемы изучения букв, которые подходят для всех детей. Сегодня я хочу остановиться на тех, которые помогут избежать дислексии - нарушения чтения, при котором ребенок читает с ошибками или не может овладеть чтением вовсе; и которое очень усложняет обучение в школе (да и жизнь в целом) и самому ребенку, и его родителям.
От дислексии не затрахован ни один ребенок, но в группу риска входят:
- дети с нарушениями речи (в большей степени те, кто имеет это нарушение на момент активного обучения чтению, но также и те, кто дефекты речи уже исправил!)
- гиперактивные дети. Речь не только об СДВГ, но и о просто неусидчивых, сверхподвижных ребятах, которым трудно концентрировать внимание и доводить дело до конца.
- дети, имеющие (или имевшие в раннем возрасте) неврологические нарушения
- дети, начавшие говорить после 3х лет
- дети с заиканием
- дети с нарушениями слуха и зрения
- дети, в чьей семье уже были дислексики
Как видите, список довольно обширный и сюда можно отнести чуть ли не каждого второго ребенка.
Поэтому - рассказываю проверенный многолетней логопедической практикой пошаговый план изучения буквы, который поможет минимизировать риск дислексии!
Разберем его на примере всеми любимой буквы А
1. Перед зеркалом произнести звук А. Обратить внимание, какое положение принимает рот (широко открыт), можем ли мы пропеть этот звук (да), значит, звук А – гласный.
2. Назвать картинки – слова со звуком А. (МАК, АИСТ, УТКА, МУХА, КИСА, ВАТА). «Потянуть» нужный звук, глядя в зеркало. (МАААК, ВААТАА и т.д.)
3. Вспомнить другие слова, где есть А. В случае затруднений - подсказывайте («Там продают лекарства» - аптека)
4. Рассмотреть букву А. Лучше, если она будет напечатана стандартным шрифтом красного цвета на отдельном листке формата А5.
5. Обвести букву пальчиком несколько раз. Выложить букву (поверх рисунка) из счетных палочек, цепочки, шнурка – словом, из всего того, что способно повторить контур. Усложняем задание: выкладываем букву на столе рядом с рисунком.
6. Обвести А по кальке, по слабо напечатанному контуру, по пунктиру.
7. Красным цветом в тетрадке печатаем А и просим ребенка повторить то же самое несколько раз. Затем читаем (называем) каждую букву.
8. Рассказываем, что буква может быть большая и маленькая. Большую мы уже знаем, а вот с маленькой только знакомимся, проделывая пункты 5-7 уже с «младшей сестрой» буквы.
9. Делаем звуковой анализ слов. Напечатайте слово БАК и нарисуйте схему, как на рисунке ниже. «Первый звук Б – мы пока не знаем такой буквы, поэтому ставь в клеточке точку. Следующий звук А. Эту букву мы знаем! Напечатай ее в следующей клеточке. Последний звук К. Это букву мы тоже еще не знаем, поэтому в следующей клеточке снова ставь точку». Аналогичную работу проделайте со словом ВАТА.
10. Дорисовать недостающие элементы букв. «Буква поломалась, вспомни, какая она должна быть и дорисуй».
11. Распознать букву на зашумленных изображениях. «Буква А играет в прятки! Найди все буквы А»
Когда в вашем арсенале появятся хотя бы 2 буквы, смело начинайте складывать слоги, когда букв станет больше – простые слова.
С согласными буквами действовать нужно немного иначе - об этом я обязательно рассказываю в следующей статье.
Такая система, в отличие от большинства тренажеров и букварей, развивает речевой слух, зрительное восприятие, пространственные ориентировки, самоконтроль - а значит, помогает избежать дислексии даже у ребят из группы риска.
А как ваши дети учили буквы?
Больше полезных статей о детском развитии - на моем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!