Дуг Айткен знаменит своими зеркальными домами в Калифорнийской пустыне и в швейцарских Альпах. Зеркало – вообще любимый элемент в творчестве американского художника.
На новой выставке в Лондоне, в галерее Victoria Miro, также не обошлось без зеркальных поверхностей.
На сей раз художник разрезал пополам скульптуру женщины из полосатого мрамора и поместил зеркала внутрь. Зеркальные грани отражают свет, и вокруг женской фигуры - сине-розово-фиолетовый калейдоскоп, вращающийся под музыку.
В чем смысл? Так художник изобразил «портрет настоящего», где отношения друг к другу и окружающему миру быстро меняются.
Кстати, выставка под названием Return to the Real весьма минималистична – всего две инсталляции. И вторая – тоже с женской фигурой. Женщины во все времена вдохновляют мужчин.
В галерее Victoria Miro, Лондон, на первом этаже «сидит» женская фигура, наклонившись над деревянным столом, и тянется к телефону. На столе стоит ваза с фруктами, а на полу, у ног женщины, - хозяйственная сумка. Словно это снимок человека, застывшего, как будто время остановилось.
По сюжету - обычная и банальная жизненная ситуация. В искусство «пейзаж 21-го века» превращают художественные дополнения: фигура женщины – из полупрозрачного акрила - люминесцентная, светится изнутри. Причем свет хореографируется с оригинальной звуковой композицией многослойного вокала.
Фигуру окружают четыре лайтбокса, которые содержат абстрактные изображения искусственных ландшафтов, составленных из коллажированных фотографий обычных объектов, от крыльев самолета до кроватей и бассейнов.
А все вместе смотрится как «картина века» с впечатлением «подвешенности между физическим миром и миром экрана».
Художник хотел создать выставку, которая была бы живой и постоянно меняющейся. Женские скульптурные фигуры идеально для этого подходят.
Но обе фигуры одиноки. Они - в центре огромного открытого пространства в окружении световых и звуковых эффектов, символизирующих контрасты, связи, свободы, общее и индивидуальное в нынешнем мире.
Художник поставил перед собой задачу создать «живую» выставку, которая находилась бы в постоянном движении. По его мнению, это «портрет настоящего» или «ближайшего будущего».
«Меня интересовало замедление времени. Взяв ускоренный мир и внезапно замедлив его, как стоп-кадр, хочу, что вы созерцали пространство, которое создано вокруг вас», - говорит Дуг Айткен.
Это, конечно, лишь фрагменты из сегодняшнего беспрецедентного цифрового ландшафта. Только искусство, как считает автор, может заставить человека-зрителя остановиться, задуматься и оценить свое окружение.