Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Бомбардировщики В-1, В-2 и В-52 останутся в строю до 2040-х гг. ВВС добавят к ним 100 новейших В-21

Специалисты ВВС США погружены в сложный план формирования будущего бомбардировочного флота, который будет стоять на вооружении в течение следующих десятилетий. Вопрос стоит о том, чтобы не просто добавить оружия, авионики и сетевые технологии к стоящим на вооружении самолетам, а быстро продвинуться вперед с целью введения в строй новейших стелс-бомбардировщиков B-21.

Современное мышление авиационных специалистов сосредоточено на методах компенсации того, что руководители службы определяют как «дефицит бомбардировщика», и поэтому стремятся максимизировать производительность самолетов, которые числятся в инвентаре. «Мы отмечаем резкий рост потребностей в необходимости нанесения дальних глобальных ударов», – сказал генерал Тимоти Рэй, командующий Глобальным ударным командованием (Global Strike Command), журналистам на конференции Ассоциации ВВС по воздуху, космосу и кибернетике в сентябре, – «В настоящее время парк стратегических бомбардировщиков имеет в своем составе три типа самолетов В-1, B-2 и В-52, но ВВС планируют в течение следующих десятилетийдобавить к ним еще до 100 новых бомбардировщиков-невидимок B-21. В конце концов, нам придется «перебраться» на В-21, вопрос в том, как это сделать. Какова дорожная карта? То, что я собираюсь сделать, это потратить пару месяцев на сбор данных с тем, чтобы понять, что в действительности возможно сделать. ВВС понимают, что многие из самолетов приблизились к критическому возрасту, и в ближайшие годы появятся серьезные проблемы с устойчивостью их технической поддержки, поэтому нам действительно нужно провести широкомасштабный анализ затрат и выгод».

Хотя многие детали еще предстоит определить, в зависимости от темпов поступления на вооружение самолетов B-21, существует условная «структура» или план по наличию в парке до 75 действующих бомбардировщиков B-52 вплоть до 2040-х годов, поддержке в рабочем состоянии самолетов B-1 в течение, по крайней мере, десятилетия или двух, и, конечно, поддержке модернизированных B-2. Как указал Рэй, успех плана почти полностью зависит от способности модернизировать нынешний флот с помощью датчиков, новейшей авионики, вооружения и коммуникационных технологий, предназначенных для приведения старых бомбардировщиков в соответствии с требованиями будущих десятилетий.

Есть много нюансов в процессе поддержания и модернизации бомбардировочного флота, включая как регулярные инспекции, так и усилия по интеграции инноваций по мере их появления. Тим Сакулич, исполнительный директор научно-исследовательской лаборатории ВВС по реализации научно-технической стратегии ВВС, рассказал, что научно-техническое сообщество ВВС работает над выявлением, ускорением и интеграцией перспективных технологий в существующие самолеты. В качестве примеров можно привести легкие композитные материалы, новые виды оружия, такие как лазеры и гиперзвуковое оружие, а также сетевые системы следующего поколения.

Концепция модернизация самолетов B-2 и B-52, заключается в том, чтобы эффективно превратить старые планеры в платформы, которые можно было бы рассматривать как совершенно новые самолеты. Автономность и искусственный интеллект, например, быстро вплетаются в существующие оружейные платформы таким образом, что полностью изменяют функциональность, улучшают живучесть и умножают возможности атаки. «Сетевое оружие, а также системы по объединению пилотируемых и беспилотных платформ будут опираться на искусственный интеллект. Мы работаем над тем, чтобы доказать эффективность их применения и оценить разницу в эксплуатационных возможностях. Это включает в себя получение сетевого оружия в полевых условиях и возможность оптимизировать их против целей в режиме реального времени в боевом пространстве», – сказал Сакулич.

План модернизации В-1. ВВС определились с будущим для своего бомбардировщика B-1, которое включает в себя планы по модернизации бомбардировщика, одновременно подготавливая самолет к возможному выходу на пенсию по прибытии на службу новейших B-21. Эти две траектории, которые кажутся чем-то вроде противоречия, на самом деле являются сплетенными усилиями, направленными на то, чтобы максимизировать огневую мощь бомбардировщика, одновременно облегчая возможный переход к новому бомбардировщику B-21. Ожидается, что B-21 появится к середине 2020-х годов, поэтому, хотя ВВС не опубликовали графики «жизненных циклов» бомбардировщиков, B-1, вряд ли, будет полностью удален до 2030-х гг. Кроме того, Рэй рассказал о недавней демонстрации, в которой он видел оружейный отсек B1-B, настроенный на размещение в нем гиперзвукового оружия.

-2

Представители ВВС утверждают, что текущий технический ремонт является крупнейшим в истории B-1, который дает самолету расширенные возможности по спектру вооружения наряду с новой авионикой, коммуникационными технологиями и двигателями. Двигатели ремонтируются, чтобы сохранить свои первоначальные характеристики производительности. B-1 получает также новые системы целеуказания (таргетинга) и разведки, сообщили представители службы.

Новая интегрированная боевая станция включает в себя новые дисплеи летного состава и каналы связи для обмена данными в полете. Другое обновление, называемое «Полностью интегрированным модулем таргетинга» (Fully Integrated Targeting Pod), соединяет управление модулем и входящий видеопоток в дисплеи кабины B-1. Самолет также сможет увеличить свою грузоподъемность оружейной нагрузки 500-фунтового класса на 60 процентов за счет модернизации бомбовой стойки.

Бомбардировщики B-1, получившие свой первый боевой опыт в операции Desert Fox в 1998-м году, сбросили тысячи JDAM во время многолетних войн в Ираке и Афганистане. B-1 может достигать скорости 1,25 Маха на высоте 40 000 футов и работать на высоте до 60 000 футов. Он приспособлен к несению широкого диапазона бомб, включая несколько JDAM: GBU-31, GBU-38 и GBU-54. Он также может нести бомбы малого диаметра типа GBU-39.

B-52 останется на службе до 2040-го года. Инженеры ВВС переоснащают все самолеты B-52 цифровыми каналами передачи данных, дисплеями с движущимися картами, авионикой нового поколения, новыми радиостанциями и расширяют возможности самолета нести больше вооружений внутри отсеков, интегрируя к нему и новое высокотехнологичное оружие по мере его появления. Кроме того, Рэй выразил уверенность в нынешних усилиях по переоснащению B-52 более современным и более эффективным двигателем. Техническая структура и долговечность корпусов самолетов B-52 в военно-воздушном флоте описываются как чрезвычайно прочные и способные продолжать хорошо летать в 2040-х годах и, может даже быть за их пределами, поэтому ВВС предпринимает шаги для обеспечения жизнеспособности платформ, добавляя им самую современную и эффективную авионику, оружие и технологии.

-3

Обновление внутреннего оружейного отсека (1760 Internal Weapons Bay Upgrade - IWBU) позволит B-52 нести в нем до восьми новейших бомб «J-серии» в дополнение к шести на пилонах под каждым крылом. IWBU использует цифровой интерфейс и вращающуюся роторную пусковую установку для увеличения полезной нагрузки оружия. Ранее В-52 были в состоянии нести оружие JDAM на внешней подвеске, но с IWBU самолет сможет внутри отсека разместить некоторые из «Передовых высокоточных совместных боеприпасов» (Joint Direct Attack Munitions) и «Совместных ракет класса «воздух-поверхность» (Joint Air-to-Surface Standoff Missiles). Кроме того, наличие увеличенного внутреннего боевого отсека дает возможность повысить топливную экономичность за счет удаления бомб из-под крыльев и снижения лобового сопротивления. Фактически, IWBU интегрирует внутреннюю способность оружейного отсека со способностью управлять JDAM с лазерным наведением.

Второй шаг, который завершится в ближайшие годы, будет включать в себя интеграцию с ультрасовременным вооружением, таким как «Совместная ракета воздух-поверхность» (Joint Air-to-Surface Standoff Missile – JASSM), ракета JASSM с пролонгированным радиусом действия (JASSM Extended Range – JASSM ER) и передовые боеприпасы под названием Miniature Air Launched Decoy (MALD). Вариант MALD-J или MALD с «jammer», который также интегрирован в B-52, может быть использован для глушения вражеских радиолокационных систем.

B-52 имеет массивный, 185-футовый размах крыльев, вес около 185 000 фунтов и способность достигать высоких дозвуковых скоростей на высоте 50 000 футов, заявили представители ВВС. В своем заявлении ВВС утверждали, что известные массированными бомбардировками во время войны во Вьетнаме, 159-футовые B-52 в последние годы действовали над Афганистаном в поддержку военных действий там с базы на Гуаме. B-52 также служили в операции «Буря в пустыне», нанося удары по скоплениям войск, стационарным установкам и бункерам, а также подорвали боевой дух Республиканской гвардии Ирака. В 2001 году B-52 оказал поддержку с воздуха силам в Афганистане в ходе операции «Несокрушимая Свобода». B-52 также сыграли свою роль в операции «Иракская свобода», запустив 21 марта 2003-го года около 100 крылатых ракет воздушного базирования во время ночного полета.

Крис Осборн. Институт аэрокосмических исследований имени Митчелла.