Аниш Капур впервые везет масштабный выставочный проект в Китай. Его площадками в Пекине станут сразу две культурные институции — Центральная академия изобразительных искусств и художественный музей храма Таймяо. Пару лет назад, после ареста художника Ай Вэйвэя, Капур призывал все музеи мира закрыться на день в знак протеста против действий китайских властей. Сегодня Ай Вэйвэй на свободе, а работы британца индийского происхождения, созданные за последние 35 лет, можно будет увидеть в Поднебесной до конца декабря. Рассказываем, что нужно знать о художественном методе Капура и почему пустота — это важно.
— Аниш Капур родился в 1954 году в Бомбее (с 1995 года город носит название Мумбай).
Его отец был индусом, мать — еврейкой. А сам о своих родителях будущий художник говорил, что они были «космополитичны и современны». С 1970 по 1973 год Капур с одним из своих братьев жил в кибуце в Израиле. Там он поступил в Технический институт (как того хотели родители), но математика давалась ему так плохо, что учебу он бросил. Тогда Капур решил заняться искусством. И чтобы стать художником отправился в Англию.
— Аниша Капура называют британским художником.
В 1990 году именно эту страну он представлял на Венецианской биеннале. В 1991-м получил престижную премию Тернера. А в 2009-м стал первым художником, чья прижизненная выставка прошла в лондонской Королевской академии художеств. В 2015 году на выставке в Еврейском музее и центре толерантности в Москве была выставлена работа Капура «Моя алая родина». По кругу диаметром 12 метров медленно двигалась стальная стрелка, которая срезала кроваво-красную восковую поверхность. Родина в названии инсталляции — это не Индия и не Британия. Для Капура это творчество, трансформация хаоса в форму и материала в образ.
— Капур начинал с перформансов.
В них не было повествования, но был процесс. Участниками как правило были два человека, которые взаимодействовали через какой-то предмет. В 2015 году Капур вернулся к перформансам. Вместе с Ай Вэйвэем он прошел по улицам Лондона. Акция художников была направлена на поддержку беженцев. На плечи Капура и Вэйвэя были накинуты пледы из грубой ткани — символ простых потребностей мигрантов.
— Известность пришла к Анишу Капуру в 1980-х.
Он стал создавать масштабные биоморфные скульптуры, а в качестве материала выбирал гранит, известняк, мрамор и красочный пигмент. В 1990-х он стал работать с отражающими поверхностями нержавеющей стали. Работы из нее имели свойства зеркал, передающих или искажающих окружающее пространство. А из воска художник стал создавать самогенерирующиеся — уничтожающие собственные поверхности — скульптуры. Красный воск вызывал ассоциации с кровью, плотью и преображением. «Мои работы — это не монументы с очевидным посланием. Послания нет! Вы должны сами найти свой смысл», — отмечал Капур.
— Важную роль для Аниша Капура всегда играл цвет.
Его любимый — это красный, синий и желтый. Капур признавался:
«Он как душ или дождь, под которым становишься мокрым насквозь. Точно так же становишься насквозь желтым. Или красным. Это часть процесса проникновения. Мы все стараемся найти смысл жизни. Но художники скорее дураки, чем мудрецы. И я думаю, из-за этой своей дурашливости возникают иногда моменты инсайта, моменты обретения смысла».
— Аниш Капур — мастер масштабных работ.
В 2006 году его 110-тонные «Облачные врата» были установлены в Millennium Park в Чикаго. Скульптура сделана таким образом, что зрители могут пройти под ней и увидеть ее центр — «пуповину», как говорил сам художник.
В 2011 году в парижском Гран-Пале Капур представил «Левиафана». Он посвятил работу художнику Ай Вэйвэю, арестованному тогда властями Китая за правозащитную деятельность. «Левиафан» стал отправной точкой экспериментов Капура на грани архитектуры и скульптуры.
— Аниш Капур, бесспорно, один из ключевых художников современности.
О его работах спорят, порой они вызывают негодование, вандалы их уродуют, а критики ими восторгаются. Художник создает не только масштабные скульптуры, он творит пустоту — отсюда его черные дыры.
Собственно, его скандальный «Грязный уголок», установленный в Версале в 2015 году, это женское начало — та самая изначальная пустота.
— Сегодня Анишу Капуру 65.
Он по-прежнему каждый день работает в мастерской. И признается, что творчество не превратилось для него в простое зарабатывание денег. «Работа является центральной в моем понимании самого себя и своей функции. А успех в современном арт-мире — это такой мусор, серьезно, его нельзя воспринимать всерьез», — признавался Капур в одном из интервью.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.