Найти тему
Автономия

Эмоции и ложная память: парадокс контекста и содержания

За последнюю четверть века ложная память была одной из наиболее широко изучаемых тем в психологии. Имеется множество практических мотивов, в частности, в силу того, что существуют весьма опасные ситуации, когда последствия ложных воспоминаний весьма серьезны (например, дача показаний в зале суда, установление личности свидетелей подозреваемых, показания психотерапевтов, рассказы о событиях на поле боя, показания во время лечения в приемном покое).

Воспоминания, извлекаемые в этих обстоятельствах, являются эмоционально насыщенными, и, следовательно, одним из самых продолжительных вопросов о ложной памяти является то, как на нее влияют эмоциональные состояния, сопровождающие прошлый опыт. Эмоции могут фигурировать в прошлом опыте двумя широкими способами. Они могут быть частью содержания событий, в том смысле, что некоторые события сами по себе являются эмоциональными, или они могут присутствовать в наших настроениях по мере того, как события происходят, что можно рассматривать как часть контекста переживания.

Эмоциональное содержание прививает память от искажений, до такой степени, что практически невозможно иметь ложные воспоминания о событиях, содержание которых является сильно эмоциональным. Однако, как известно, это мнение ошибочно с эмпирической точки зрения, поскольку хорошо известно, что люди могут помнить целый ряд травматических и околотравматических событий, которые они не пережили, таких как, похищение инопланетянами, совершение неловких действий на публичных мероприятиях, получение травм, требующих госпитализации, и совершение серьезных преступлений. Следовательно, мнение, что ложные воспоминания о крайне эмоциональных событиях являются обычным явлением. Хотя данные показывают, что даже очень эмоциональные события подвержены искажению памяти, остаются некоторые основные неопределенности в отношении эмоционально ложных отношений в памяти, которые должны быть решены, прежде чем теория и исследования смогут перейти к более тонким вопросам.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/20/17/20/ufo-2329367_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/20/17/20/ufo-2329367_960_720.jpg

Что такое ложная память?

Ложная память относится только к ситуациям, в которых субъекты вспоминают события, которые, по сути, они не переживали. Например, если друг спросить, что вы ели неделю назад на бейсбольном матче и что вы вчера пили за обедом, можно сказать, хот-дог и молоко, хотя вы не ели. Это иллюстрирует три особенности ложных воспоминаний, которые обычно измеряются:

  • неправильно запомнившиеся события - это не те, с которыми никогда не сталкивались субъекты, такие как похищение космическими пришельцами или выигрыш в лотерею, поэтому они являются ложными в узком смысле.
  • события, о которых плохо помнят, обычно знакомы: хот-доги, в отличие от пахлавы, являются обычной пищей, а молоко, в отличие от суанмейтанга, - обычным напитком.
  • неправильно запомнившиеся события соответствуют сути целевого контекста (хот-доги - это бейсбольная пища, молоко - это напиток на обед). Таким образом, ложные воспоминания, являются семантическими ошибками, которые коренятся в сильном смысловом сходстве с реальными событиями.

Спонтанная ложная память.

В нашем примере употребления хот-догов и молока предположим, что ошибки в памяти были связаны с вызовом и распознаванием таких зондов, как: Что ты ел на игре? Ты ел хот-дог на игре? Что ты пил за обедом? Ты выпил стакан молока за обедом? Очевидно, такие ошибки должны быть связаны со спонтанными, эндогенными искажающими процессами, которые являются нормальной частью функционирования эпизодической памяти, то есть естественными сопутствующими попытками вспомнить знакомые события, которые соответствуют сути событий, пережитых на самом деле.

Теории ложной памяти

Если эмоциональное содержание или контекст влияют на ложную память, должны быть затронуты основные процессы памяти, которые управляют такими ошибками. Эволюция теоретических гипотез о природе этих процессов проходила на двух исторических этапах, а именно, на ранних стадиях однопроцессных исследований, за которыми следовали современные теории процессов оппонентов. Теории одного процесса, возникшие в 1970-х и 1980-х годах, и связанные с ними литературы были рассмотрены учеными. Наиболее влиятельными примерами являются конструктивизм, теория схем и рамки мониторинга источников. Отличительной чертой этих теорий является предположение, что истинные и ложные воспоминания являются продуктом одного процесса, хотя для разных теорий конкретный процесс был разным:

  • Конструктивизм предполагал, что истинная и ложная память являются продуктами осмысленной интерпретации и разработки целевых событий;
  • теория схем предполагала, что целевые события кодируются в уже существующих интерпретируемых структурах (схемах),
  • эпизодическая память основывается на извлечении из этих структур;
  • структура мониторинга источников предполагала, что эпизодическая память зависит от атрибутов источника, которые являются атрибутами контекста, в котором события происходили.

Манипулирование и измерение эмоций

Большинство исследований эмоционально-фальшивой памяти основывалось на процедурах, которые реализуют модель циркумпоральной эмоциональной системы, в соответствии с которой эмоциональные состояния постоянно изменяются по независимым измерениям валентности и физического возбуждения. Ученые определили валентность как варьирующуюся от приятной до неприятной и возбуждающую, как варьирующуюся от спокойной до возбужденной. В других концепциях она определяется как варьирующаяся от подхода к абстиненции или от позитива к негативу.

Теоретические представления о фальшивой эмоциональной памяти

Сохранившиеся предложения о реальных случаях эмоциональной ложной памяти позволяют предположить, что связь между эмоциями и ложной памятью может быть непростой. Ярким примером могут служить дополняющие друг друга гипотезы о двух обстоятельствах, сопряженных с крайне вызывающими негативные эмоции: воспоминания о крупных катастрофах, таких как взрыв Челленджера и 11 сентября, и воспоминания о преступлениях во время полицейских допросов. В первом случае люди часто сообщают подробные воспоминания об этих событиях много лет спустя, и утверждается, что эмоциональные качества этих событий делают маловероятным искажение этих воспоминаний. С другой стороны, в ходе полицейских допросов утверждалось, что одни и те же качества приводят к значительному искажению памяти о деталях преступлений и внешности преступников.

Как эмоции влияют на ложную память уже давно является темой оживленных спекуляций в судебной и клинической литературе. Приводятся обширные доказательства того, что в контролируемых условиях эмоции оказывают существенное и разнообразное влияние на ложную память, некоторые из которых парадоксальны.

Эмоционально фальшивая память была широко изучена, и эта работа дала некоторые поучительные результаты. Один из них заключается в том, что эти эффекты различаются в зависимости от того, манипулируются ли эмоциями в материале цели или в настроениях испытуемых. Как ни парадоксально, но эти две реализации дают в значительной степени противоположные результаты. Хотя эта закономерность удивительна, современные теории таких процессов могут объяснить это. Согласно этому объяснению, локус эффектов эмоционального содержания лежит, прежде всего, в основной памяти, в то время как локус эффектов эмоционального контекста, по крайней мере, как они проявляются в настроениях субъекта, лежит, прежде всего, в стенографической памяти.