Найти тему

Личная история формирования характера - буллинг

Оглавление

Это мой личный опыт и потому он всего лишь пройденная часть жизни одного человека, но в ней ответы на многие вопросы, которые часто поднимают в вопросах связанных с безопасностью ребенка, его воспитания в условиях формирования характера, травли в школе и вне её, да просто, как не потерять мальчишку/девчонку из-за излишнего внимания или полного игнорирования проблем!

Травля в школе, буллинг, куча мамочек обеспокоены, психологи советуют, проекты, гранты, идеи, шаги, действия, советы...

Читаю советы людей, которые учились в Москве или Санкт-Петербурге в школе, в одной школе и смеюсь - озадаченно смотрят на меня домочадцы.

Эти люди рекомендуют, как избежать/пережить притирки в школе, конфликт с классом, травлю, названную модно – буллингом, пишут слова умные и я бы сказал верные.

НО, есть одно, НО!

«Не верю» (с) Станиславский.

Почему?

Да не знаю!

Друзья, ну не верю и всё.

Обширно и по полкам разобрал и дал советы по защите ребенка от травли в данной статье...

Но все-таки я за формирование личного опыта и за анализ со всех сторон опыта, а не теоретических изысков людей, что ДУМАЮТ, что разбираются в теме проблемы!

Ведь лучше учится на чужих ошибках.

Верно же?

А теперь объясню свою гамму эмоций и неоднозначных реакций на чтение огромного числа советов.

Почему мне смешно?

Да потому, что я до сих пор считал, что ВСЕ, не смейтесь теперь вы, все парни (примерно моего времени), прошли тоже что и я, а может и круче!

И каково мне узнать – что это не так!

Смех сквозь охренение!

Неужели у вас не так было?!

Несколько фактов:

· мне объявляли бойкот в 11 классе и пытался давить родительский комитет за то, что я имел СВОЁ мнение,
· дрался я много, почему ниже,
· в старших классах на меня нападала толпа, а поводом был мой друг,
· меня встречали у школы взрослые парни (один был вооружен ножом),
· я в школьном дворе бил авторитета одной компашки,
· перед поступлением в училище меня чуть не убили …

Психолог, дающий советы в паблике, должен пойти и выпить рюмку чая, и поставить мне диагноз – дебил или инопланетянин!

Прямо фантастика?

Думаю, нет!

Разе не каждый гарнизонный пацан прошел подобную дорогу?!

Это лишь обычная жизнь человека, переезжающего с места на место, занимающегося спортом и имеющего свои мысли, представления о том, что плохо/хорошо, справедливо и не признававшего авторитетов, ну вот никак не срасталось с этим.

Но честно и прямо я напишу, что не было всё радужно: в старших классах из-за нежелания общаться с одной компашкой (бухать, обжимать девок) и обиды одного удода входящего в армянско-русскую компашку, что держала весь район, я заработал чуть ли не психоз, т.к. ждал постоянного нападения в стенах школы, во дворе и т.д., ну и дождался несколько раз…

И это при том, что моя мама учитель, но она была не в теме…совсем и почти всегда!

ПО ПОРЯДКУ!

Будучи из семьи военных, я поменял 5 школ: в Житомире 1 класс, в Озерном под Житомиром 2 класс, после Чернобыля мы уехали в Ново-Сысоевку на Дальний восток, где я с 3 по 7 класс отучился и далее Чукотка, 7-9 класс и закончил школу в Сочи, Хоста 10-11 класс.

Что означает переезд и новая школа?

  • новый класс со своими законами и авторитетами,
  • новые люди со своими предпочтениями,
  • новое географическое место, влияющее на ход мыслей и психологическую активность людей,
  • разные временные показатели от 84 года до 94 года, из СССР в жопу 90-х годов.
Дальнейшее введет в истерику мамочек и выдавит ухмылку у писак, что часто советуют, а сами просто мальчуганы с большим самомнением по жизни или девочки припевочки, далекие от понимания проблем школы. Повезло – завидую!

Что я впитал, как данность при переезде от школы к школе:

  • Придется драться 100%: закон класса, мальчик обязан драться. Или это будет конфликт с авторитетом, что крупнее, толще, сильнее или наоборот, тебя выведут, подставят под лохопеда, что захочет самоутвердится и подняться за счет тебя в той иерархии, что имеется в данном классе,
  • Тебя обязательно будут приглашать быть в компании, предлагать принять условия той группы куда приглашают, заставлять доказать какую-то лояльность, возможно сделать что-то выпадающее из твоих норм морали и справедливости,
  • Учителя в школе никогда не помогут, они не в теме, а если и в теме – то они все равно не в теме.

Вот я приезжаю в школу. Знакомлюсь с классом.

Само собой, все новое всегда нравится девочкам и никогда не нравится мальчикам, потому что нравится девочкам!

Закон школы – закон жизни!

Как итог – самый задира будет искать повода или авторитет начнет тебя продавливать толчками, оскорблениями, подставами.

Так пример: 3 класс, явный чушок (это не оскорбление, зачуханный заморыш), будучи из семьи деревенских, уже пробовавший курево, да подзуженный одним челом, начал меня задирать, потом вызвал 1 на 1.

Пионерия – не помешала этому факту.

Ах да, ещё октябрята и уже драка возле школы, ничего святого!

Испуг с моей стороны. Страх – однозначно.

Но так уж повелось, что я, будучи тогда пухленьким мальчуганом, совсем не спортивным, все равно пошел и начал драться. Бил, получал, снова бил и оступившись упал и об разбитую бутылку, что валялась на земле, порезал палец. Сильно порезал, шрам до сих пор виден, заплакал и убежал домой.

Итог – я навалял ему, не сильно, но навалял и вынес опыт, что оказывается получать по лицу не смертельно, терпимо, а крови из губы было меньше, чем из разрезанного пальца.

Этот опыт позволил мне стать жестче, удостовериться в том, что я могу и в том, что надо шевелить жопой, на тот момент толстой жопой.

В 4 классе я схлестнулся по своей наглости уже с семиклассником и получил жестко.

Почему случилась драка?

Потому что я попытался заступиться за трусливого паренька, хотя мог этого не делать – объективно он не был моим товарищем или другом, жил через 2 подъезда от меня (это уже считалось в гарнизоне причиной не здороваться).

Все благоразумно рассосались за горку и домик, а я брякнул, что мол не надо его трогать: тот пинал лежащего и рыдающего суслика, благо была зима и делал он без остервенения, но моя душонка в тот момент чего-то взыграла.

И мы с ним с хватились!

Масса, рост с той стороны, отсутствие навыков с моей, обернулись переворотами и падениями, разбитым носом, губами и уверенностью, что поступил правильно, но больно-то как…

Одно спасло, в те годы отец воевал в Афганистане, я был один мужчина в семье, а мама работала учителем в сельской школе и мне нельзя была её расстраивать, надо было терпеть.

Итог: бери ношу по себе, чтобы не загнуться при ходьбе (с).

Тренируйся лучше и готовься, будет еще жестче. В голове уже тогда происходила какая-то биохимия. 11 лет, ты на Дальнем Востоке, в гарнизоне посреди тайги и какие-то мысли бродят и бродят.

И эти мысли привели к тому, что называется – взгляд в будущее!

Сочинение, что мы писали в 5 классе на тему «Кем я хочу быть», я прочитал спустя много лет, будучи уже курсантом военного училища.

Там было написано – «я хочу быть офицером-десантником». Видимо что-то в голове щелкнуло уже тогда, все испытания и рассказы отца легли в копилку мысли, что отложилось целевой задачей и закрепилось на долгие годы.

Я шел через звездюлины к пониманию, что боль можно потерпеть и надо быть, уметь, чтобы не лежать и не плакать.

Но после того, как я побыл мешком для ударов, среди сверстников я оказался решительным парнем, проблем не было у меня ни с кем.

Да, что там, наоборот, даже старшие парни со мной общались.

Как следствие – изменение в мышлении и отношении к жизни и людям. Я сделал вывод своей пацанячей головой, что надо быть решительным и хоть страшно – все равно идти и делать, а также никого не слушать и не подчиняться голосам из толпы.

Переезд на Чукотку.

Чтобы было понятно – там особенный социум. Из-за холода, люди скученны и контакты плотнее, конфликты жестче и люди в суровых условиях суровее, хоть и тавтология, но правда.

Но самое важное, что еще СССР жило, а на Чукотке перестройка позволила общаться с американцами (гражданские пилоты во всю дружили), пионерия умерла (первый день в школе и галстук ушел в утиль, а бюст Ленина в холле с Мальборо во рту до сих пор перед глазами).

Нас возили в школу интернат дневного типа, за …дцать километров. Школа на много поселков была одна. Я учился в классе «Е».

Что вас должно напрячь?

Нас возили, это Чукотка, холод, мы в школе были с утра и до вечера.

Сразу, в автобусе надо было занять место, и оно год будет твое. Сзади старшаки, а дальше, кто успел.

Первая прописка была как раз с парнем, что на год меня был старше, вечером, после школы на остановке, возле дома, в темноте, снег и лёд, зимняя одежда.

Разбитый нос, замершие руки, понимание, что надо тренироваться и учитывать зимние условия.

Вот, где я впервые столкнулся с дракой зимой, поскользнулся, пришлось скинуть варежки и короче, неудобно была драться, руки замерзли, - 30 не шутка…

Спасибо маме – набрала горячую воду и не задавала лишних вопросов, не вмешивалась в общий процесс притирки.

В автобусе разобрался и занял свое место, доказав состоятельность, а вот в школе еще предстояло найти своё место.

Драка была спровоцирована двумя авторитетами – одним толстым и тяжелым, а вторым большим и не по возрасту развитым. Подставили они парня, что тоже пришел в класс и он для самоутверждения стал задирать меня, зацепились мы.

К моему стыду, я был тогда чуть тормозом – воспитаниессс однако и упустил момент, когда подзатыльник решил бы вопрос.

Но терпение принимают за слабость, оппонент расхрабрился и вызвал меня, один на один, по какому-то поводу.

Видимо у него не было такого опыта, как у меня на тот момент и потому, я ему дал в нос, хорошо так, но без особой жести.

Для него шок, я спокойно, да нет, с легкой эйфорией, встроился в тот школьный социум.

Дальше произошло несколько событий:

  • я резко вырос (махнуть на 13-15 см в росте за год, это круто),
  • я встретил парня, что занимался каратэ и подсел на тренировки,
  • я обрел силу, стал экспериментировать в области самодисциплины (не ел 2-3 дня, не пил 1 сутки), занялся дыханием,
  • попробовал работать почтальоном (в снег, метель) и испытал первую любовь…
Все это из маленько паренька, сделало меня уже жестким и уверенным подростком, закаленным в ряде ситуаций и имеющим авторитет среди сверстников и старшаков.

Физика+психика+опыт и книги, спорт, хорошая учеба.

Замечу, что учиться без троек я стал именно в 9 классе и началось это с вызова самому себе, как и в тренировках, цель и результат, решил и сделал!

Но я все также не был в компании, не любил их, по складу своему был одиночкой и даже в 9 классе рассматривал поступление в духовную семинарию (да бросало меня из стороны в сторону).

Все это сформировало во мне некое отношение, и оно звучит так: сам за себя по соображениям совести!

И вот самый жесткий этап – переезд в Сочи!

С Севера на Юг!

10 класс.

  • Ты отмороженный (ходишь в рубашке, а народ в куртках).
  • С крайнего севера, на крайний юг.
  • Курорт, расслабон, море, тепло, а на дворе 92 год, СССР умер, анархия начинается.

В школе же мы имеем два 10-х класса «А» и «Б».

Как всегда, бывает, наибольшее число «актива улицы» учились в «Б» классе.

Как-то сложилось, что компашка из разных школ, разных классов, включая тех, кто уже не учился в школе и ушел после 9 классов – имела влияние и держала пацанюриков школы в напряжении (пару лет точно), что с ней не контачили и считались лохопедами, ввиду разных причин.

Ну и то, что там был интернационал, означает родственные связи среди армяно-кавказкой части людей, особо из Чай-совхоза, делало обстановку, легко говоря, опасной.

Учителя в школе были далекими от проблем своих учеников, да в то время, все были далеки от реальности!

В моем случае – именно нежелание видеть проблему или неумение, заигрывание со шпаной со стороны ряда учителей, привело к тому, что ситуацию перестали контролировать и образовалась система травли, жертвы которой были некоторые парни 10/11 класса (кстати, будучи курсантом РВВДКУ, мне пришлось лечить/пиз*ить кое-кого из двадцатилетних челов (прикрывающих своих братьев-школьников), что пытались возродить травлю нормальных пацанов в школе).

Не учителям, а мне и еще некоторым бывшим ученикам школы, носившим погоны курсантов, пришлось решать проблемы, которые я сам прошёл ранее и потому четко знал, кого надо лечить.

Вывод о том, что учитель – всегда не в теме, тут к месту!

Возврат в 10 класс.

Так вот, после приезда я жил на Звездочке (р-он Хосты) и в классе я познакомился, далее с дружился с очень болтливым пареньком, далеким от спорта и понимания, как за себя постоять. Родители его сильно любили и чуток размягчили!

Я, будучи закаленным Чукоткой, с ним начал общаться и взял шефство, переросшее далее в дружбу.

И вот как-то ко мне подкатывают челы из компашки и говорят, мол зачем тебе этот лошара, давай с нами тусовать и с девками гулять.

Но имея своё мнение на тусовки, я отказался и продолжал дружить с фаталистом, что своими языком собирал проблемы, как дворник веником листья по осени.

В тоже время в нашем классе был один слабенький и тупенький, но нагленький, входящий в уличную компанию парень, который начал искать проблемы для себя и меня прощупывать. Его беда в том, что Север меня не отпустил и был я не гибок. Он дозвизделся и как-то я его прижал к двери и пообещал вскрыть *бало дать в лицо.

Моя ошибка была в том, что это было сделано при всем классе, ну не подумал я, тормоз, однако.

Чел был подленьким и затаил обиду, так как в тот момент обосрался.

Ну, оно и понятно, отморозок, физически сильный отморозок – таким я был тогда.

Новое место, тепло и море меня расслабили, и я пропустил важный момент, когда компашка стала искать повода достать меня (не без участия обиженки).

И повод дал мой болтливый друг, что зацепил младшего брата одного из компашки (толкнул его что ли), а тот был старше нас на пару лет.

Ещё было тепло и собралось под 30 чел у школы, причем искали моего друга, но нашли меня (виновник удрал и правильно).

Дальше случилось то, что я могу назвать чередой моих ошибок, которые завершили формирование опыта в рамках личности.

Я чего-то не понял, что им от меня надо и сразу не прокачал ситуацию, поперся в толпе выяснять отношение с братом (ну не дебил ли?), подвергся нападению в переходе к причалу, сразу и со всех сторон на меня напали толпой, спасибо, что из-за скученности не свалили меня на землю, а то запинали бы.

Потом страх, испуг, бешенство, подавление желания схватить камень (мы же к пляжу шли) и бить всех по голове, круг, снова драка, удар сзади, спереди, мешанина всего и полное падение самомнения, т.к. я тогда посчитал, что меня просто отп*дили (на деле оказывается было не так и я кому-то что-то вломил, когда отбивался/плыл в толпе).

Но в душе я понял, что оказался не готов к такой встрече с действительностью!

Именно этот этап переплавил во мне что-то, и я стал таким, каким являюсь и сейчас. Осознание своих ошибок и понимание «готовности», привели к четкому позиционированию и выработке черт характера.

Другого бы случившееся остановило (как и случилось с рядом парней до меня и во время меня), но слабоумие и отвага взыграли, и я стал усиленно готовиться.

Скажу так, что 3-4 месяца – я встретил многих и многих из участников событий и побеседовал с ними, обогащая опыт реальными драками.

Хотя нет, я не дрался, я наказывал и получал в ответ, но это меня не останавливало, и я как отмороженный шел вперед, а оппоненты скукоживались и проигрывали, убегали.

Оттуда я вынес, что не важно, пропустишь ты удар или нет, а важно кто будет валяться на земле.

Кто и как там зассал не знаю, но как-то выходя из школы и проходя через теплицы на мост к остановке, меня ждало трое взрослых парней (кавказ однако), причем у одного был нож.

В то время я уже проводил лечение «должников» и носил в сумке с собой инструмент доктора (палки от игры – городки) и первое применение подручных средств произошло на волне спокойной ярости.

Два удара и одно метание палки в спину убегающего.

Результат… о, какой был результат – люди пришедшие пугать, без разговоров получили в голову, руки и в спину (первая жестокость, хруст костей и скулеж травмированных).

Я не упивался моментом, но вот тогда первый раз не было страха, т.е. не было времени на него, я действовал, а они были не готовы.

Потом вмешался отец… об этом ниже, все было в его вмешательстве оригинально!

Далее, мне передали через «обиженного мною ранее» одноклассника, что выцепят меня, если не приду на стрелку. Благо я уже тогда начал тренировался и мои старшие товарищи-рукопашники, с которыми я поделился о вызове на «встречу», меня научили еще одному правилу – решительность и навыки, разгоняют толпу.

Мы пришли. Нас было 12 человек против… большой толпы (по моим прикидкам, человек 50) кавказо-славянских участников стрелки.

И я впервые видел, как 5 человек – как нож прошли через толпу, попутно укладывая ударами шакалят и поставили условие, что еще раз кто-то прыгнет на меня в составе толпы, тот ляжет и если мол, кто-то ссытся один на один выйти, то он лох.

Тот самый мультик помните, как Каа управлял бандерлогами – там было также?!

Мы попинали самых говорливых и разошлись, а мой опыт обогатился знанием – что быстро/жестко/решительно надо действовать и договариваться может только сильный!

Последний в моем списке должников, был авторитет/руководитель компашки, который меня со спины и бил, которого я подождал во дворе школы и которому я выдавал пендюлей.

Весной 93 года, он шёл с девушкой, а я его ждал в школьном дворе.

Солнце, птички, бинт-резина на кулаке и решительность, драка и только слезы его девчонки (по-моему, позже, он завязал с компанией, и она стала его женой), остановили меня от желания его поломать (в тот момент я уже это мог, опыт перевел меня на другой уровень - взрослый).

Про меня говорили, какой интеллигентный мальчик, мама учитель, а тут такой ужас, драка во дворе школы!

Кошмар, глад и мор!

Но этот ужас поставил точку в бесчинствах компании, приезд отца и успешная стрелка, почти на 2 года почистили клаповник и вставили мозги самой молодежи, и чуть открыли глазам учителям (но на короткое время).

Что любопытно – учителя самоустранились, не замечали ничего, ничего не делали!

Коллективы, типа коллективы классов не могли ни на что влиять, родительские комитеты были странными и также не в теме проблем и сложностей.

Мои родители никогда не вмешивались в ситуации прописок и школьных баталий, только в 10 классе, вписался отец, когда увидел, что я ношу две палки в сумке и через своих людей узнал, что на меня было несколько нападений, на меня, 14 летнего пацана нападали чуваки и моего возраста и 16, 18, 20, 28 лет и не по одному, а по 3, 4 и даже толпой.

Вмешался он оригинально: приехал в школу по форме (ехал вроде со службы) и заучу по воспитательной работе заявил, что она ноль и не в теме ситуации в школе, предложил вызвать тех, кто натравливал на меня все эти группы в полосатых купальниках, а далее зайти в класс, сдвинуть парты и позволить нам с ними, по очереди, решить вопросы 1 на 1.

Да, у моего отца, тогда еще подполковника Воюшина В.Л., на тот момент, именно такой был подход.

После этого посещение отца, я начал принуждать (люблю это слово) к миру челов, да тренироваться не по спорту, а уже с задачей не хапнуть чего колющего или дробящего (об этом уже писал выше).

Мне удалось выжить и победить!

Громко звучит?

Да, чего-то пафосно звучит!

На тот момент я не думал так и только с вершины годов понимаю, что ого-го все было, не очень уж легко и непринуждённо!

Смотря в прошлое, кажется, что это было не серьезно, но вот 4 шрамика говорят, а может и серьезно!

Двоякое чувство! Для моего сына, наверное, такой опыт, в таком объеме, будет лишним!

Хотя….

Далее была уже гормональная проблема или битва полов.

Пример попытки травли и неумное влиянием родительского комитета

В то время, как я рублюсь за здоровье и решаю воспитательные вопросы с «друзьями» уличного разлива и школьного беспредела (тление очагов было до середины 11 класса), а также езжу в военкомат, как и все старшаки предпризывного возраста, меня, как активного чела, участвующего в праздниках и орг делах школы, просят вести, по-моему, вечер встречи выпускников или какой-то праздник.

Я из-за всего уже написанного выше, не мог вести – это для них праздник, а я на войне, к тому же, объективно у меня были медкомиссии и куча дел, связанных с военкоматом, да жил я не в 5-10 минутной удаленности, а 40-60 мин на автобусе (из центрального Сочи в Хосту проехать, это не 10 минут по парку пройти).

Мой дружбан тоже в отказ, классный руководитель обиделся на класс и высказал девчонкам, девчонки в обиду и поехало. Бойкот. Дурочки. Они же понятия не имели, что мне было не до них. Но сила действия равна силе противодействия, и я просто перестал их замечать.

«Умерли – так умерли», - сказал он, извлекая гильзы из двустволки!

Слезы, расстройства, нездоровая обстановка в классе.

Родительский комитет наезжает меня, как на причину нездоровья в выпускном классе и только воспитание не позволило послать их в жопу.

Сейчас бы послал сразу и на первых фразах!

Но послушав голос родителей, я сказал ожидавшим моего видимо испуга или обдумывания одноклассницам, что типа, раз проблема – это я, готов перевестись в другую школу. К тому же 11 класс, я жил уже в Сочи, а ездил в Хосту (кто в теме, тот понимает сколько это времени занимало).

Короче говоря, меня еще жестче закоротило, и я вообще забил на женскую часть, сосредоточился на решение важных моментов, меня поддержали некоторые парни.

Не помню уже, как получилось, но девчонки пошли на мировую, по-моему, на 23 февраля.

Итог

Конфликт взялся из ниоткуда. Давление было и от как бы актива, и от родительского комитета. Если рассматривать инцидент отдельно – это форс-мажор. Выпускной класс, такая нервозная обстановка.

А если видеть всю картину, особо то, что я написал выше, то понятно, что хрень собачья, а не инцидент, внимания не стоит, тут война с беспределом более жесткая идет.

Вот такие моменты были в школе.

К чему этот большой рассказ?

Травля, инциденты, конфликты и эксцессы – это часть жизни!

Мои родители поступили мудро, контролируемо дали мне преодолеть трудности, правда в очень экстремальном режиме (я один ребенок в семье), но в рамках формирования личности и характера – это было архи полезно.

Поэтому важно взять за руку и провести сына/дочь по невзгодам, не давая покалечится, но набить шишки они должны!

Для себя я вывел формулу участия:

  • Если дитё малое, то полная защита от всех, особо старших отморозей, потому что я – папа, а это танк КВ (Константин Воюшин) и мне по барабану на весь мир, мнения и взгляды!
  • Если кто-то толпой нападет на моего маленького ребенка, то не спасет ничего – ни закон, ни связи, ни статус, никакой пощады и окликов к благоразумию, пойду до конца всеми силами, средствами, навыками!
С возрастом, я создаю возможность получать навыки и разъясняю все аспекты «хорошо-плохо», корректирую опасности, но идет ребенок уже сам – падает, хнычет, испытывает боль, но идёт сам, зная, что есть за плечами база, на которой размещены все силы и средства поддержки, включая и ядерное оружие под кодовым названием - «папа»!

С таким подходом формирование ребенка будет протекать реально, не оторвано от жизни!

И главное!

Я помню, как говорили нам в училище: «курсант без работы – потенциальный преступник»!

Это касается и детей – минимум времени, максимум загрузки полезными, спортивными, прикладными навыками – мальчику и творческими или спортивными – девочке!

Мне ближе по духу переделанная мною цитата философии воспитания у японцев:

  • ребенок до 5 лет - Бог,
  • с 5 лет до 10 лет – ученик,
  • с 10 лет до 14 лет – курсант,
  • с 14 лет – друг/товарищ/соратник.

Отличие ученика и курсанта в том, что последний обязан встречаться с трудностями и преодолевать их, воспитывая терпение, волю, закаляя характер.

Вот такой мой подход и пример собственного опыта!

Желаю вам разумно подходить к решению проблем и учиться на чужом опыте, потому что есть моменты, которые стоит обойти!

-2

Если Вам понравилось — подписывайтесь в нашу группу и следите за новостями!

Наш канал статей на Дзен …

Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин