Современный мировой кинематограф иногда любит обращаться к прошлому и подсматривать у классических детективных произведений какие-либо идеи для новых фильмов. Именно там он периодически находит и вспоминает структуру сюжета, в которой в замкнутом пространстве (старинном особняке, поезде, отеле или еще где-нибудь) произошло что-то таинственное, например, убийство или кража. Одним из характерных признаков здесь выступает наличие большого количества интересных и ярких персонажей, а также явная гротескность происходящего. Сюда можно отнести такие картины, как «Скрюченный домишко» (2017), «Убийство в Восточном экспрессе» (2017), «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“» (2018) и многие другие. 28 ноября выходит очередной представитель подобного жанра, ставки в котором сильно подняты. Тут вам и топовые актеры — Дэниэл Крэйг, известный по роли Джеймса Бонда в последних фильмах о британском агенте, и Крис Эванс, которого вы можете помнить по образу Капитана Америки в марвеловских фантастических боевиках, — и знаменитый режиссер Райан Джонсон, снимавший «Звёздные войны: Последние джедаи», «Петлю времени», «Кирпич» и несколько эпизодов сериала «Во все тяжкие». Впрочем, как утверждают посмотревшие новый фильм, который носит название «Достать ножи», всё не так однозначно — на самом деле он представляет собой, скорее, пародию на классические детективы, которой одновременно с этим удается быть и данью уважения к ним. Я предлагаю немного поговорить об этой кинокартине, чтобы понять, стоит ли ее смотреть.
Достать ножи (Knives Out)
Аннотация
Богатый писатель детективных романов приглашает всё свое большое семейство на празднование своего 85-летия. Однако, когда все гости уже явились на торжество, старика находят мертвым — с ножевой раной на шее. На место преступления сразу же вызывают полицию, а затем и частного детектива Бенуа Блана, которому теперь предстоит распутать чудовищный клубок, состоящий из лжи, корысти, зависти и страшных секретов каждого присутствующего, и выяснять, кто же из них совершил это убийство.
Классические персонажи с неклассическим поведением
Часто персонажи в таких произведениях соответствуют довольно стереотипным образам, что в первую очередь диктуется большим их количеством и, как следствие, необходимостью отличать каждого от всех остальных. Давайте посмотрим, кто есть в этом фильме.
1) Харизматичный сыщик (Дэниэл Крэйг).
2) Мертвый богач, обстоятельства смерти которого как раз и расследуются (Кристофер Пламмер).
3) Избалованный повеса, младший сын убитого (Крис Эванс).
4) Зрелая, но пока еще не старая женщина, являющаяся проблемой для семьи, невестка убитого (Тони Коллетт).
5) Подозрительный старший сын покойного, у которого были противоречия с отцом (Майкл Шеннон).
6) Девушка, не являющаяся членом семейства, но всё же близкая к нему из-за своей профессии служанки (Ана де Армас). И да, ее все не любят, потому что она чужая.
7) «Правильная» пожилая женщина, старшая дочь убитого (Джейми Ли Кёртис).
8) Ее муж-балагур и бабник (Дон Джонсон).
9) Внук убитого, протестующий подросток-активист (Джейден Мартелл).
10) Внучка убитого, учащаяся в очень дорогом колледже (Кэтрин Лэнгфорд).
11) Очень-очень старая и поэтому беспомощная дама, являющая мамой покойного.
Как видите, во многих персонажах этого английского семейства (ну не американского же) угадываются шаблонные фигуры, однако, всё не так просто. Мы имеем дело не только с детективом, но и с пародией на него, а значит, и герои должны соответствовать жанру. Поэтому они будут выбиваться из своих образов (например, главный герой, сыщик, который должен быть умным и умелым, на самом деле вовсе не такой), а также догадываться, что являются участниками детективного произведения. Да и главный секрет истории раскроется уже в середине, после чего фильм поменяет жанр, превратившись в откровенную сатирическую комедию.
Затрагиваемые проблемы
Помимо проявления уважения к классическим детективам и обыгрывания их привычных сюжетов, фильм содержит в себе и актуальные проблемные темы, присущие современному обществу. Так, персонаж служанки принадлежит к иммигрантам, что, конечно же, противопоставляет девушку белому зажиточному семейству, у которого явно присутствует страх к чужакам. А сын убитого представляет собой носителя новых идей, которые не принимаются консервативным, закостенелым, но накопившим ресурсы, поколением. Сюда же добавим и юношеский максимализм внука-активиста.
Всё вместе это оборачиваются не только комедийно-детективной историей, но и ироничной психологической драмой об отношениях между людьми и их тёмных тайнах.
Как фильм оценили?
Премьера «Достать ножи» состоялась на кинофестивале в Торонто, где картина была тепло встречена не только зрителями, но и критиками.
Что касается рейтинга фильма на IMDb, то он составляет 6.8 при 1,1 тыс. проголосовавших, что является положительным, но всё же не таким уж и хорошим результатом.
А вот критики детектив расхвалили. Одобрение на rottentomatoes.com составляет 98%. Из 105 профессиональных рецензентов, посмотревших фильм, 103 оценили его положительно и только двум он не понравился. Короче, тут всё более чем отлично.
Смотреть или нет?
Зависит от того, любите ли вы классические детективы и гротескные пародии на них. А всё остальное (актёрская игра, режиссура, монтаж и т. д.), как я предполагаю, должно быть на достойном уровне.
У меня всё. Самое интересное о фильмах, которые скоро будут идти в кино, я рассказываю здесь — в своем блоге. Не пропускайте хорошие кинокартины! Подписывайтесь, если вам интересно, лайкайте, если понравилось, дизлайкайте, если не понравилось. С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!
P.S. Меня также можно найти в моем сообществе на ВКонтакте.