Найти в Дзене
КУЛЬТУРНЫЙ ГОЛОД

Все, что нужно знать родителям и детям о шедеврах в мультфильме "Три кота". Часть I.

В серии «Картинная галерея» собраны самые узнаваемые полотна. Коротко о том, что обязательно знать каждому об этих произведениях.

"Черный супрематический квадрат" Казимира Малевича, 1915 год, Третьяковская галерея в Москве.
"Черный супрематический квадрат" Казимира Малевича, 1915 год, Третьяковская галерея в Москве.

Это одно из самых спорных в шедевральности произведений. Стороны квадрата не равны, чёрный цвет получен смешением разных красок. Да и у котят он вызывает улыбку. Сам автор Казимир Малевич любил эту форму и повторил ее в разное время четыре раза. К слову, все полотна находятся в России.

Чёрный квадрат был частью декораций к футуристической опере "Победа над солнцем" Матюшина в 1913 году. Через два года он появился на выставке "0,10" в Петрограде среди других работ Малевича и занял место в красном углу, где у православных традиционно располагается икона. Именно на "ноль-десять" публика увидела рождение нового направления в живописи — супрематизм, что в переводе с польского "доминирование".

Из-за дороговизны художественных материалов мастер нанёс свой всемирно известный квадрат поверх двух других картин, их показал рентген в 2015 году. Долго смотреть на картину не обязательно. Кракелюр, трещины красочного слоя, результат неправильной подготовки холста, а не тайные смыслы.

Малевич с его манифестом чистой формы стал новатором в живописи, которая в начале XX века пришла в тупик. Из-за развития фотографии, полагали, классическое искусство погибло. Рисовать, не оставшись в тени гениев прошлого, невозможно. Именно черный квадрат разорвал болезненную связь с академизмом и подсказал другим художникам новый путь.

"Кошечка на шаре" в мультфильме. Настоящее название "Девочка на шаре" Пабло Пикассо находится в московском пушкинском музее. Картину относят к "розовому" периоду художника. Тогда он был молод, беден, жил в Париже и его вдохновляли бродячие артисты.

Действие картины происходит в выжженной солнцем местности. Гимнастка репетирует номер, балансируя на шаре. Силач отдыхает, восседая на постаменте. На заднем плане — часть бродячей труппы. Считается, что на создание акробатки Пикассо вдохновила скульптура балансирующего мальчика Йоханнеса Гетца.

В этом полотне художник играет на контрастах. Невесомая, гибкая девушка и мощный, атлетичный юноша. Игривое выражение лица у гимнастки, задумчивое у атлета. Она изображена в синей гамме, он - в телесно-розовой. Унылый фон и веселое ремесло. Тяжесть и легкость. Противопоставлены цирковые фигуры шара и куба как движения, неустойчивости и монолитности, неподвижности.

В этот период у художника только формировались идеи кубизма, и именно картина "Девочка на шаре" демонстрирует, что Пикассо уже концентрируется на форме.

В Россию полотно привез коллекционер Иван Морозов в 1913 году.

"Крик" норвежского художника Эдварда Мунка, пожалуй, стал символом комического ужаса. Автор, конечно, вкладывал в произведение другие смыслы.

На создание картины его вдохновила прогулка по дороге через холм Экеберг. Он увидел, как небо стало кроваво-красным, и он почувствовал приступ меланхолии. По словам художника, он услышал крик природы.

Так и было. В то время извергался вулкан Кракатау. Его отголоски были видны даже в Норвегии. Огненно-красные закаты стали возможны из-за выброса огромного количества вулканического мусора в атмосферу.

Только через год Мунк смог создать картину в том виде, который зрители видят сегодня. Всего за 17 лет норвежец создал четыре версии. "Крик" при жизни автора стал эталоном для нового направления в живописи экспрессионизма.