Романтика узкоколеек до сих пор будоражит энтузиастов. Я бы сравнила их усилия по поиску последних оставшихся узкоколеек с делами археологов и реконструкторов, потому что найти "живую" узкоколейку не очень реально, во всяком случае, в центральной России. Даже обычная, широкая колея в глубинке исчезает на глазах... И даже от узкоколейки, которая числится в Википедии как действующая, почти ничего найти не удалось...
Во время нашей июньской поездки по Рязанщине мы заехали на станцию Тума, где пассжиры пересаживались с "обычного" поезда, идущего по "стандартной" колее на узкоколейку. А потом долго искали "одну из последних действующих в России Узкоколейную железную дорогу Мещерского торфопредприятия" в районе поселка с красивым названием Болонь.
Станция Тумская находится в поселке Тума на границе Рязанской и Владимирской областей (население 5 с лишним тысяч человек). Когда-то здесь проходила узкоколейка из Рязани во Владимир (открылась в 1901 году); в 1924 году ее участок от Владимира до Тумы перевели на обычную колею, и на станции Тумская пассажиры из Владимира пересаживались на узкоколейку. Узкоколейка прекратила свое существование в 2011 году, несмотря на протесты общественности, а тупиковая ветка Владимир-Тума принимает целых два поезда в день. Контраст с оживленной автостанцией по соседству впечатляет...
Поселок Болонь находится примерно в 30 километрах от Тумы. Название он получил от старославянского слова болоння - мокрое, затопляемое место (отсюда же "оболонь"). Построен он был в середине XX века для торфодобычи, и для этих же целей была построена Узкоколейная железная дорога Мещёрского торфодобывающего предприятия длиной 36 км. В поселке по-прежнему добывают торф для удобрений. А железная дорога, по данным Википедии, действует, но ни поиск на местности, ни опрос местных жителей не дал обнаружить даже ее следов...
Последняя наша точка в поисках узкоколейки - бывшая станция Пилево примерно в трех километрах от поселка Болонь. Как и в Туме, здесь раньше пересекались дороги с широкой и узкой колеей.