Найти тему

Рязанщина. В поисках узкоколейки.

Романтика узкоколеек до сих пор будоражит энтузиастов. Я бы сравнила их усилия по поиску последних оставшихся узкоколеек с делами археологов и реконструкторов, потому что найти "живую" узкоколейку не очень реально, во всяком случае, в центральной России. Даже обычная, широкая колея в глубинке исчезает на глазах... И даже от узкоколейки, которая числится в Википедии как действующая, почти ничего найти не удалось...
Во время нашей июньской поездки по Рязанщине мы заехали на станцию Тума, где пассжиры пересаживались с "обычного" поезда, идущего по "стандартной" колее на узкоколейку. А потом долго искали "одну из последних действующих в России Узкоколейную железную дорогу Мещерского торфопредприятия" в районе поселка с красивым названием Болонь.

Станция Тумская находится в поселке Тума на границе Рязанской и Владимирской областей (население 5 с лишним тысяч человек). Когда-то здесь проходила узкоколейка из Рязани во Владимир (открылась в 1901 году); в 1924 году ее участок от Владимира до Тумы перевели на обычную колею, и на станции Тумская пассажиры из Владимира пересаживались на узкоколейку. Узкоколейка прекратила свое существование в 2011 году, несмотря на протесты общественности, а тупиковая ветка Владимир-Тума принимает целых два поезда в день. Контраст с оживленной автостанцией по соседству впечатляет...

2.Зато на память о славном прошлом Тумы стоит несколько экземпляров старой техники под громким названием "Музей узкоколейной техники"
2.Зато на память о славном прошлом Тумы стоит несколько экземпляров старой техники под громким названием "Музей узкоколейной техники"
3.
3.
4.Это сооружение называется "снегоочиститель плужный"
4.Это сооружение называется "снегоочиститель плужный"
5.Все, что осталось от узкой колеи
5.Все, что осталось от узкой колеи
6.Станция сохраняет остатки былой славы
6.Станция сохраняет остатки былой славы
7.В тупике стоит пожарный поезд
7.В тупике стоит пожарный поезд
8.
8.

Поселок Болонь находится примерно в 30 километрах от Тумы. Название он получил от старославянского слова болоння - мокрое, затопляемое место (отсюда же "оболонь"). Построен он был в середине XX века для торфодобычи, и для этих же целей была построена Узкоколейная железная дорога Мещёрского торфодобывающего предприятия длиной 36 км. В поселке по-прежнему добывают торф для удобрений. А железная дорога, по данным Википедии, действует, но ни поиск на местности, ни опрос местных жителей не дал обнаружить даже ее следов...

Последняя наша точка в поисках узкоколейки - бывшая станция Пилево примерно в трех километрах от поселка Болонь. Как и в Туме, здесь раньше пересекались дороги с широкой и узкой колеей.

9. Узкая колея здесь появилась в 1899 году, а широкая колея - в 1972-м. Ни той ни другой уже нет, но именно здесь, на этом поле рядом с деревней мы обнаружили самые обширные их следы. Верхнее фото снято здесь же
9. Узкая колея здесь появилась в 1899 году, а широкая колея - в 1972-м. Ни той ни другой уже нет, но именно здесь, на этом поле рядом с деревней мы обнаружили самые обширные их следы. Верхнее фото снято здесь же
10.Не знаю предназначение этого сарая, но судя по остаткам рельсов вокруг него, это что-то железнодорожное.
10.Не знаю предназначение этого сарая, но судя по остаткам рельсов вокруг него, это что-то железнодорожное.
11.

12.Вот она - узкая колея
11. 12.Вот она - узкая колея