Для достижения правового статуса предложения по ОМР, находящиеся в водах страны, должны быть одобрены законом штата либо провинции, местного или национального уровня.
Некоторые правительства лишь недавно одобрили ОМР на законодательном уровне, а другие не имеют его вовсе.
В большинстве регионов мира региональные договоры и международные организации могут оказать помощь в процессе создания ОМР. В их число входят Всемирная комиссия МСОП по охраняемым районам (ВКЗР, Морская сеть) с ее многочисленными региональными отделениями, а также такие региональные соглашения, как АККОБАМС (Соглашение о сохранении китообразных Черного моря, Средиземного моря и прилегающих атлантических районов), Протокол СПАО в Карибском бассейне и Конвенция СПРЕП в южной части Тихого океана.
Кроме того, международное признание и дальнейшая охрана ОМР могут иметь важное значение.
ОМР могут также получить дополнительную охрану в рамках статуса объекта всемирного наследия или биосферного заповедника (ЮНЕСКО) или на региональном уровне, например, в качестве особо охраняемого района Средиземноморья. Эти и другие обозначения полезны с точки зрения расширения круга ведения ОМР и превращения его в важный компонент международной сети.
Каковы бы ни были полученные обозначения, полезно рассматривать достижение статуса охраны не как конечную цель, а как первый этап или шаг на пути к сохранению.
В некоторых странах ОМР расположены и должны также рассматриваться в более широком контексте общего плана управления прибрежными и морскими ресурсами, т.е. комплексной программы сохранения возобновляемых ресурсов.
Планы управления, мониторинг и оценка
План управления лежит в основе успеха или неудачи ОМР. Речь идет о рабочем плане в отношении того, что ОМР надеется сделать и чего достичь, а также о сроках осуществления своей деятельности и графике ее рассмотрения.
Многие ОМР существуют только или в основном на бумаге.
Справедливости ради следует отметить, что все ОМР начинаются с бумажного листа, и именно правительство и заинтересованные стороны должны разработать, реализовать и обеспечить выполнение своих планов управления.
Создание эффективных охраняемых районов, будь то морских или наземных, является циклическим процессом, основанным на широком участии. Все это обречено на провал, если хозяйственный план будет рассматриваться как незыблемый или как навязанный извне жесткий закон. Как и при проектировании ОМР, управление должно осуществляться как сверху вниз, так и снизу вверх.
Ниже перечислены основные шаги, ведущие к эффективному управлению:
· вовлечение заинтересованных сторон с самого начала и на протяжении всего процесса;
· формулирование четких целей управления для предлагаемого ОМР;
· создание органа управления;
· разработка плана управления, подлежащего периодическому пересмотру;
· организация подготовки управленческих кадров;
· проведение исследований для определения исходных номеров, инвентаризации, статуса и состояния в целях мониторинга;
· продвижение и предложение образовательных программ для местного населения и посетителей;
· разработка эффективных режимов правоприменения;
· проведение периодических управленческих обзоров и других оценок, чтобы оценить, выполняются ли поставленные задачи.
Последнее положение имеет важнейшее значение для долгосрочного успеха ОМР. Без таких оценок даже ОМР, которые начинают свою деятельность со значительным успехом, могут потерпеть неудачу.
ОМР должно иметь четко определенные цели, по которым регулярно проверяется его эффективность, а также программу мониторинга для оценки эффективности управления и вынесения рекомендаций по внесению изменений. Для проведения обзора имеется ряд методов.
Управление ОМР для китообразных и ластоногих похоже на управление любым другим типом ОМР, но здесь необходимо иметь в виду несколько отличий.
ОМР для морских млекопитающих требуют больших размеров для размещения этих высокомобильных животных со всеми сопутствующими осложнениями и дополнительными проблемами, обусловленными только их размерами. Перемещение видов через многие национальные границы и даже в противоположные стороны океана диктует необходимость создания сетей ОМР для обеспечения всеобъемлющей защиты.
Наконец, использование среды обитания в открытом море многими популяциями китообразных и ластоногих означает, что для открытого моря необходимо разработать эффективные правовые меры, а также практические механизмы осуществления и правоприменения.