Найти тему
Архистория

Спрятанные памятники или Минкульту не показывать

Вы когда-нибудь видели спрятанные памятники? Нет? А вот чиновники из министерства культуры разработали целое ноу-хау по их поиску. Додумались же до такого! И ладно бы искали эти объекты "культурного наследия" там, где о них никто не видел и не слышал. Но они делают свои находки в местах, которые доступны каждому и, самое главное, если не у каждого, то у многих давно уже сложилось мнение о высокой культурной и исторической ценности этих сооружений.

Особенно это касается памятников конструктивизма Их обнаруживают с завидным постоянством. Один из самых свежих примеров - несколько построек Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, которые "обнаружили" в начале 2019 года. На самом деле в этих местах много памятников - весь учебно-жилой городок Тимирязевки достоин того, чтобы на него хотя бы изредка обращал внимание не только ВУЗовский завхоз и ректор, но и министерское начальство.

-2

Как бы там ни было, в январе этого года подоспело время выявить очередную порцию культурного наследия на Лиственничной аллее, 12. Им, этим наследием, стали несколько общежитий, дом культуры и ряд хозяйственных построек. Надо сказать, даже не опытный взгляд способен вычленить эти сооружения из общей массы того, что возводилось в советский период. В 20-е годы это может и считалось типовыми проектами, но сегодня в них угадывается не только эпоха, но и вкус и стиль архитектора. И сколько же интересно понадобилось экспертиз, чтобы чиновники Минкульта наконец пришли к выводу, что перед ними не заурядная халтура, а глубоко продуманные как с практической так и эстетической точки зрения работы?

-3

Не менее интересно и другое. Наследие-то они выявили, а вот авторство, похоже, посчитали делом второстепенном. По крайней мере, в описании именно к этим объектам никто не потрудился указать имена архитекторов. То есть, выявление культурного наследия по факту стало тем, чем зачастую является и сам памятник - лишь зданием с табличкой, которая словно предупреждает каждого держаться подальше от того, что охраняет государство, а это нередко одни только руины. Здесь же только сам факт: выявили и признали памятником, как буто на партсобрании постановили.

-4

Сложностями с установлением имени архитектора еще можно объяснить истории, которые длятся веками. Тут же памятники, возраст которых едва перевалил за 70, и наверняка где-нибудь еще пылятся и сами проекты, и сметная документация на них. Оно конечно и без их казенных усилий не трудно понять, что общежитие, хозпостройки и дом культуры из послужного списка архитектора Евгения Шервинского. Помимо чисто фактологического совпадений, в 20-е годы Евгений Шервинский много строит типовых сооружений, в первую очередь общежитий, есть и несомненное стилевое сходство зданий с почерком архитектора - прямоугольные окна-проёмы лентой, классические пропорции, круглое окно на пустом поле или в углу под крышей... Но в чем тогда смысл столь бурной деятельности по "выявлению" и еще более бурного медийного сопровождения? Как говорится, вопрос риторический. В Москве миллиарды рублей словно вода в песок уходят под многочисленные благоустроительные проекты и всевозможную плитку, а тут какая-то бумажная мелочь, на которой может кто-то и нагреет руки, но далеко не каждый даже внимание обратит.

Дорогие читатели, не стесняйтесь поддержать проект Архистория своими лайками и перепостами!

Подписывайтесь на нашу страницу!

Читайте лучшие материалы Архистории:

Две доли Рыбинской биржи

В палатах с Мазепой

Доблести и пороки в одной усадьбе