Возмущаться судейством - занятие пустое что со стороны болельщиков, что (даже, я бы сказала, тем более) со стороны спортсменов. Как говорится, "счет на табло" и "победителей не судят". Поклонников фигурного катания, которые чем-то недовольны, легко умыть фразой "вы не разбираетесь в предмете, а они - арбитры международного класса". Фигуристов, которые говорят "не понимаю, почему такие оценки", вообще поднимают на смех.
Так, в том числе, формируется мнение большинства. Говорят тебе, что триксель Туктамышевой - норм, а не эталон, вот и не возникай. Видишь баллы? Загитова-то ваша вся в недокрутах, да еще ребра неверные. А если углубиться в разбор компонентов, то впору кричать караул.
Обыватели могут ошибаться. И спортсмены могут ошибаться.
А судьи?
Skate America-2019, Чен VS Алиев
На Skate America случился наиболее наглядный, как мне кажется, пример судейской невнимательности.
Короткая программа у мужчин. Дмитрий Алиев исполняет четверной тулуп:
За этот тулуп с, прямо скажем, не лучшим выездом, Дима получает сбавку -0,14 баллов. Неприятно, но не критично.
А вот на этом же турнире и тоже в короткой программе делает четверной лутц Нейтан Чен:
Нейтана тоже закрутило на выходе. Судьи добавили за этот прыжок +0,82. Не много. Но добавили.
А Диме сняли. Тоже не много.
Этап проходил в Америке, и Чен - американец, но не до такой же степени.
Сыграло роль то, что Чен - чемпион всего, кроме Олимпийских Игр? Так к этому все привыкли, только отражается такая судейская лояльность в компонентах, а не в бонусах за технические элементы. Кроме того, если руководствоваться постулатами ИСУ, то арбитры обязаны оценивать фигуристов так, будто видят их впервые, и каждый прокат - с чистого листа.
NHK Trophy-2018, Кихира VS Туктамышева
За что начисляются ГОЕ? Нет, понятно, что за исполнение элемента, но каковы конкретные критерии? Читаем положение ИСУ:
1. Прыжок должен быть пролетным и высоким.
2. Чистый отрыв и чистое приземление.
3. Исполнение без видимых усилий.
4. Оригинальный заход (это могут быть шаги, кораблик, спираль - масса вариантов).
5. Хорошее положение тела в воздухе.
6. Музыкальность (хорош тот прыжок, который попадает в акцент).
Не все пункты обязательны к выполнению, но, чем больше - тем выше оценка судей. Кроме того, чтобы получить максимальные +4 или +5, необходимо в обязательном порядке отвечать первым трем критериям (то есть получить за них в сумме +3), а прочие принесут дополнительный балл.
На этапе Гран-при в Японии схлестнулись две трикселистки - совсем юная, только что пришедшая во взрослые Рика Кихира, и опытная, перезагрузившаяся Лиза Туктамышева.
В короткой программе Рика сломалась под тяжестью собственной артиллерии - упала с тройного акселя. В произвольной не устояла Лиза: ну, как не устояла - выехала в тройки, как вышеупомянутые Алиев и Чен. Судьи, разумеется, сняли баллы.
Поэтому сравнивать придется аксели, сделанные Лизой - в короткой, Рикой - в произвольной.
Вот этот аксель Лизы...
...арбитры оценили прибавками в 2 (четверо судей) и 3 (пятеро) бонусных балла. В переводе на плюсики - +2,06.
А вот аксель Рики...
...за который она получила +3,09. Среди оценок затесалась даже пятерка - высший балл из возможных. Он не засчитывается (самый высокий и самый низкий отбрасываются при подсчете), но сам факт.
Чем же оказалась нехороша Лиза? Нехороша - на фоне своей соперницы, потому что формально фигуристку отплюсовали. Ее триксель, как мне кажется, не отвечает лишь двум пунктам из шести - нет замысловатостей перед прыжком и нельзя сказать, что он как-то особенно ложится в музыку. Но эти критерии и не являются обязательными.
Cup of China-2019, Щербакова VS Мияхара
Не то чтобы Сатоко Мияхара была серьезной конкуренткой для Анны Щербаковой. Речь пойдет не о соперничестве, а об избирательности.
На китайском этапе Гран-при, который Аня выиграла, ей поставили "неясные" ребра на всех исполненных лутцах.
Краткий ликбез: лутц прыгают с внешнего ребра, флип - с внутреннего. Нюансов больше, но речь идет именно о ребрах. За неверное ребро снижают оценку, за неясное лишь ограничивают ГОЕ.
Соло-лутц Ани:
Лутц Ани в каскаде (выкладываю оба ради чистоты эксперимента и ракурсов съемки):
В протоколах на обоих - неясное ребро.
Соло-лутц Сатоко:
И в каскаде:
В протоколах на обоих - чисто, только на сольном лутце поставлен очевидны недокрут.
Дело не в том, что у всех российских девушек за малым исключением стали находить неясные, а то и неверные ребра, которых раньше и в помине не было - судьи расписываются в собственной некомпетентности за все предыдущие годы?
Дело в том, что если у Сатоко - не неясное ребро, то "я съем свою шляпу".
"Кто будет судить судей?" - вопрос риторический.
А вообще-то, в этой басне морали нет.