1. Казимир Алмазов, «Укротительница тигров» (1955).
Эту чудесную комедию, кстати, сняла Надежда Кошеверова, а главных героев сыграли дебютантка Людмила Касаткина и мэтр Павел Кадочников. Через год все они встретились на съёмках другой комедии, «Медовый месяц». Но речь не о них, а о хамоватом дрессировщике тигров Казимире Алмазове.
Казимир опрометчиво считал себя незаменимым, поэтому позволял себе всяческие излишества в виде запоев, барское обращение с коллегами и даже грозные ультиматумы. Но, как мы знаем, незаменимых у нас нет, так что в конце концов Алмазову указали на дверь, а больших кошек передали начинающей дрессировщице, которая даже затмила самоуверенного наглеца и тирана.
В роли Алмазова - Сергей Филиппов.
2. Слаёнов, «Республика ШКИД» (1966).
Воспитанник школы Слаёнов обладал мерзковатой прилизанной внешностью. В годы всеобщего голода он был весьма упитан и слегка лоснился от жира. А всё почему? А всё потому, что Слаёнов промышлял растовщичеством.
В школе имени Достоевского он подобно пауку сплёл целую сеть из вовлечённых в его махинации с хлебом малолеток и терроризировал их. Завершилась ростовщическая карьера маленького скряги предсказуемого: малыши нажаловались старшим ученикам, и те устроили мародёру тёмную. От себя отмечу, что отвращение к Слаёнову я испытала ещё во время чтения книги, и в кино он показан именно таким, каким я его себе представляла: гладеньким, вкрадчивым, на вид безобидным, но гадким изнутри.
В фильме Слаёнова изобразил юный актёр Владимир Колесников.
3. Промокашка, «Место встречи изменить нельзя» (1979).
В отличие от других бандитов (того же Фокса, который умело соблазнял женщин, или невероятно харизматичного Горбатого) Промокашка был суетливым, немного бестолковым, безотказным (но это, скорее, по нужде) и злобным. И взгляд, и повадки выдают в нём эдакого «мальчика на побегушках», которым помыкают решительно все. Разумеется, чувствуя сильное плечо, Промокашка смел и задирист, но стоило только ситуации измениться (когда банду окружили), он тут же превратился в беспомощного визгливого трясущегося мужичонку. Короче, совершенно отвратительный тип. Одно слово – Промокашка.
Его роль сыграл Иван Бортник, и сыграл потрясающе. Известно, что Бортник пробовался на роль Шарапова. Не знаю, какой из него получился бы Шарапов, но Промокашка получился безупречный.
4. Граф Мерзляев, «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
Граф прибывает с тайной миссией в некий провинциальный городок, где стоит гусарский полк. Жители городка (в особенности жительницы) гусаров, конечно же обожают, но Тайная канцелярия подозревает, что среди них назревает бунт. Собственно, для того граф и прислан: он должен всю разнюхать и доложить куда следует. И для этого у Мерзляева есть все качества: он добродушно выглядит, умеет втесаться в доверие, способен убедить и заставить. А ещё он, мужчина в годах, решил соблазнить юную дочку подозреваемого, используя использует классический метод шантажа: будешь, мол, моей, будет и папеньке хорошо. Правда, у девушки уже ухажёр имеется, как раз из гусаров, но такие мелочи чиновника остановить не могут.
В отвратительного двуличного подлизу мастерски перевоплотился Олег Басилашвили.
5. Гоша, «Москва слезам не верит» (1980).
Честно говоря, я не могу назвать Гошу таким уж противным героем. Но после комментариев к первой части подборки и комментариев к статье про Катерину и Гошу в другом своём блоге решила всё-таки его сюда внести и посмотреть, что будет. По молодости Гоша меня восхищал, что уж врать: сильный мужчина, который вмиг взял на себя решение всех проблем пусть и сильной, но всё-таки женщины и матери-одиночки. Но с годами я стала смотреть на Гошу чуть иначе: он, взявшись ниоткуда, вдруг решил, что может принимать решения за всех. Начал претендовать на главное место в чужой семье и даже указывать Катерине, что ей делать.
А когда осознал, что она и сама прекрасно знает, что и как делать и даже других может научить, выкинул фортель, достойный обиженного подростка, попросту сбежав. Захотел проучить женщину, которая добилась в жизни не меньшего, чем он (а объективно даже большего). И за что? А всего лишь за то, что она ему просто не сказала, что она не какая-то там рядовая работница, а директор завода. Хорош, однако!
Образ Гоши создал Алексей Баталов, и, уверена, это почти полностью его заслуга, что в Гоше многие увидели мужчину мечты.
А какие противных героев советских фильмов помните вы