Улучшение жилищных и транспортных условий
Доступ к качественному недорогостоящему жилью имеет важное значение для достижения ряда целей социальной политики, включая сокращение масштабов нищеты, равенство возможностей и социальную интеграцию. Более эффективные жилищные пособия могут способствовать развитию городских районов со смешанными доходами. Жилищные пособия, по сравнению с социальным арендным жильем, имеют меньшую вероятность причинения вреда мобильности населения и рабочей силы.
Некоторые инициативы фактически направлены на оказание помощи семьям с более низким уровнем дохода в переезде в районы с более высоким уровнем дохода.
Например, жилищные ваучеры для поощрения проживания в смешанных районах использовались в Соединенных Штатах в рамках эксперимента "Переезд к новым возможностям", в ходе которого дети из семей в пяти американских городах (Балтимор, Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк), которые переехали из районов с высоким уровнем бедности в районы с низким уровнем бедности, получили более высокие доходы и посещали колледж.
Жилищные пособия также имеют ограничения, поскольку они не могут гарантировать хорошее качество жилья и могут отрицательно сказаться на стоимости аренды. Еще одна проблема таких жилищных ваучеров, в частности, заключается в том, что, хотя их цель заключается в том, чтобы помочь домохозяйствам переехать из районов с низким уровнем дохода в более процветающие районы, большинство семей предпочитают оставаться вблизи своего первоначального местонахождения или переехать в район с аналогичными характеристиками.
Политика социальной аренды жилья и зонирования с учетом интересов всех слоев населения может не только помочь малообеспеченным семьям, но и усилить разделение. Национальное законодательство иногда устанавливает минимальный целевой показатель социального жилья для местных органов власти, но он не всегда соблюдается:
например, во Франции некоторые обеспеченные районы не выполняют свои обязательства и выплачивают штраф вместо достижения целевого показателя социального жилья.
На практике социальное арендное жилье зачастую предназначено для малоимущих семей в бедных городских районах, которые предлагают некачественные государственные услуги и ограниченный доступ к возможностям трудоустройства, что усугубляет социальную изоляцию в городах. Муниципалитеты, особенно с высокой долей малообеспеченных семей и высоким уровнем безработицы, могут не обладать финансовыми и организационными возможностями для предоставления и поддержания социального жилья. Зонирование с учетом интересов всех слоев населения, которое существует, в частности, в ряде штатов США, а также в Германии и Швеции, требует от застройщиков строительства определенной доли доступного жилья в жилых домах с рыночной стоимостью в обмен на смягчение правил застройки или других стимулов.
Эта политика направлена на увеличение предложения доступного жилья для домохозяйств с более низким уровнем дохода при одновременном поощрении территориальной интеграции домохозяйств с низким уровнем дохода в районах с более широкими возможностями. На практике пороговые значения для соответствующих квалификационным критериям уровней дохода устанавливаются относительно высокими и могут исключать домохозяйства с самым низким уровнем дохода.
В основе городского транспортного планирования должно лежать устранение сегрегации и объединение всех групп эффективных транспортных сетей. Люди в неблагополучных общинах зачастую имеют менее хорошо обслуживаемую инфраструктуру - в частности, дороги, ограниченный доступ к надежным услугам общественного транспорта и меньше шансов иметь собственный автомобиль. Недавнее исследование Международного транспортного форума показало, что целевые субсидии (в отличие от обобщенных) позволяют транспортным операторам взимать тарифы, близкие к ставке возмещения расходов для большинства населения, в то время как более дешевые тарифы устанавливаются для уязвимых групп.
Комплексная стратегия государственных инвестиций может способствовать расширению доступа населения к недорогостоящей, справедливой и устойчивой инфраструктуре и расширению возможностей для социально-экономической мобильности в городах. Например, узконаправленные инициативы по восстановлению городов и окружающей среды могут привести к росту цен на жилье и оказать давление на транспортную сеть, тем самым вытеснив домохозяйства с более низким уровнем дохода из возрожденных кварталов и привлекая более состоятельных жителей и высококлассные предприятия. Системы городского управления, характеризующиеся большей административной раздробленностью, связаны с более высокой сегрегацией домохозяйств по уровню доходов. Борьбе с сегрегацией доходов в городах может способствовать более эффективное управление в целях интеграции политики, объединяющей ключевые секторы, такие как регулирование землепользования, жилищное строительство и транспорт в столичном масштабе.
Налогообложение богатства, сбережения и доступ к кредитам для содействия межпоколенческой мобильности
Политика, влияющая на накопление богатства и сберегательное поведение, является важным инструментом повышения социальной мобильности. Богатство влияет на мобильность поколений, поскольку родители часто используют свое счастье для поддержки своих детей, инвестируя в их образование или передавая часть своего богатства своим детям до или после окончания их жизни. Однако богатство распределяется более неравномерно, чем доход, и лишение богатства часто идет рука об руку с бедностью по доходам. Поэтому богатство, вероятно, будет сильным фактором, стимулирующим "липкие полы" и "клейкие потолки".
Поскольку дарения и наследство играют важную роль в накоплении богатства, налогообложение таких трансфертов скажется на социальной мобильности. Налоги на наследство и дарение обычно представляют собой налоги на имущество, взимаемые с имущества, оставленного умершим, налоги на наследство, взимаемые с имущества, полученного бенефициаром, или налоги на дарение, взимаемые с трансфертов между живыми организмами. С точки зрения социальной мобильности, налогообложение наследства предпочтительнее налогообложения имущества, поскольку важно то, сколько человек получает от других, а не то, сколько человек оставляет другим.
Однако поступления от налогов на наследство и дарение с течением времени были очень низкими и снижались, что отражает тот факт, что налоговая база сужается за счет льгот и вычетов, а налоговые ставки зачастую являются низкими. Широко распространены также возможности для избежания коррупции. В среднем по всей ОЭСР поступления от налогов на трансферты богатства снизились с 1,1% от общего объема налогообложения в 1965 году до 0,4% на сегодняшний день. Поэтому первыми способами восстановления равновесия могли бы стать ограничение практики расторжения сделок, разработка прогрессивных налоговых систем с адекватными ставками и сокращение льгот.