Брестская крепость самая первая приняла на себя атаку фашистской Германии. Война застала ее ранним утром, когда почти весь личный состав, за исключением караула, находился в расположении полка и мирно отдыхал. О событиях тех лет написано очень много рассказов и книг, сняты красивые художественные фильмы.
Самым известным, спустя годы, стал рассказ "В списках не значился". В нем рассказывается о молодом офицере, который только выпустился из училища и получил направление в войска. По воле судьбы он был направлен в Брестскую крепость, на должность командира взвода. Прибыв в расположение полка, по какой-то причине его не обнаружили в списках. Так его и застала война, не зачисленным на должность, не значившимся в списках. В рассказе говорится о том, что ему удалось сопротивляться почти целый год, скрываясь по подвалам и руинам, осуществляя ночные вылазки. Однако документальных подтверждений нет. Самое максимальное число индивидуальной обороны, датируется концом августа 41-го. Тогда, верховное немецкое командование приняло решение больше не зачищать подвалы силами огнеметчиков и личного состава, а просто затопить их водой, тем самым выманив оставшихся в живых солдат. Как оказалось, на тот момент сопротивлялось довольно немного, все они были в последствии убиты.
Однако не могло произойти так, чтобы не осталось ни одного свидетеля тех событий, который бы дожил до наших лет. Согласно фактам, до нашего времени смогли дожить только 2 ветерана, которые присутствовали там в начале войны. Они проходили службу в музыкальном взводе, на момент начала боевых действий. Были взяты в плен, оба смогли бежать, однако один был транспортирован с другими пленными на вражескую территорию, где занимался различными работами. Их имена Петр Павлович Котельников и Владимир Пахомович Казьмин.
Петр Павлович после возвращения из плена и окончании войны вновь призвался в ряды вооруженных сил, где смог получить звание полковника. Владимир Пахомочив же только в 46-ом году смог вернуться на родину, где начал мирную жизнь.