Не событие и не личность дают толчок к изменению истории. А менталитет и изменения в сознании всего народа дают толчок к этому событию. Не Ленин сделал революцию. А сознание всего народа. Не Гитлер все поменял. Не было бы их нашлись бы другие. Так произошло и с падением Берлинской стены. Но то, что это произошло именно 9 ноября 1989 года, было нелепой ошибкой в конце пресс-конференции Шабовски.
Предыстория Берлинской стены
После того, как союзные державы победили нацистскую Германию во Второй мировой войне, они разделили страну на четыре части, каждая из которых управлялась отдельной силой. В 1949 году они образовали две новые страны. Демократическую Западную Германию и контролируемую Советским Союзом Коммунистическую Восточную Германую, официально названной Германской Демократической Республикой, или ГДР. В течение 1950-х годов Западная Германия процветала, и сотни тысяч восточных немцев начали эмигрировать на запад, в поисках новых возможностей. Чтобы остановить прилив, ГДР возвела барьер вдоль внутренней границы Германии. Разделяющая две страны колючая проволока, охраняемые контрольно-пропускные пункты и, во многих местах, защитные меры, такие как наземные мины.
Но была и лазейка через Берлин. Фактически, Берлин был разделен на Западный и Восточный, также как и вся страна. Но физического барьера не было. Поэтому люди свободно ехали на територию Западного Берлина, а оттуда уже в ФРГ. К 1961 году бежало около 3,5 млн немцев, поэтому 13 августа 1961 года Берлинская лазейка закралась. И были выстроены солдаты по невидимой границе Берлина.
Выезд был строго регламентирован. Те кто не мог выполнить строгие условия, сталкивался с непроходимым барьером в комплекте с прожекторами и охраной. Пограничникам был отдан приказ стрелять на поражение в любого, пытающегося тайно пересечь границу.
Ошибка Гюнтера Шабовски
Так продолжалось 28 лет, пока в 1989 Михаил Горбачев не ввел социальные реформы, призванные ослабить репрессивные практики. Это вызвало массу мирных восстаний во всех странах Восточного блока. Такие страны как Чехословакия и Венгрия, ослабили свои пограничные законы, и к началу ноября 1989 года около 40,000 немцев выехали в посольство в Праге в надежде выехать на Запад.
В правительстве понимали, что нужно что-то делать. Так что отмена запрета на поездки была одним из способов, которым они думали, смогут подавить протесты и осчастливить людей. 8-го ноября 1989 года Лаутераху Герхарду была поставлена задача разработать более свободные правил для перемещния граждан путешествия, предназначенные для временного сброса давления. Новые правила были доработаны менее чем через день: "Частные поездки за границу можно оформить без каких-либо условий. Разрешения выдаются на короткий срок.” “Без условий.” Это ключевая фраза здесь. Это означало, что строгие требования к заявке были устранены, и любой, кто хотел, мог уезжать из Восточной Германии и возвращаться. В тот же день обновленные правила были переданы представителю правительства Гюнтеру Шабовски, как раз в тот момент, когда он собирался начать обычную пресс-конференцию. У него не было времени просмотреть их, прежде чем сесть перед камерами. И как вы можете видеть из его рукописной "дорожной карты" пресс-конференции, он нацарапал напоминание объявить их в самом конце.
И в прямом эфире в 18: 53 9 ноября он впервые прочитал новый закон о передвижениях граждан. Дело в том, что если бы Шабовски успел прочитать новые правила, он мог бы увидеть это на последней странице:
Новые правила должны были вступить в силу на следующий день, в упорядоченном виде, когда паспортные столы были бы открыты. То, что произошло дальше, можно описать только как цепную реакцию. К 19: 05 вечера провод АП уже погас: ГДР открывает границы. И как восточные, так и западногерманские ночные новостные репортажи объявили о потрясающем развороте политики. Восточные берлинцы начали собираться у стены, и чекисты не хотели их пропускать. Но последним гвоздем в гробу было то ,что 22:42, когда эта трансляция вызвала массовый ажиотаж. Десятки тысяч берлинцев штурмовали стену, заявив, что слышали в новостях, что они вправе ее пересечь. Превосходящие по численности восточногерманские пограничники были полностью разбиты. Они не получили сообщение, или они не знали, что делать,или они боялись, кто знает. Но они открыли границу и тысячи людей потоком хлынул в Западный Берлин.
Ставь лайк и переходи на наш канал Тебе Дзен!