С самого первого момента образования СССР политика государства была направлена на механизацию крестьянского труда. Электрификация деревень, применение тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин стало целью молодой советской страны. Но достичь всеобщей механизации оказалось совсем не просто. Именно поэтому, параллельно с этим процессом, в СССР не прекращалась племенная работа по выведению тяжелоупряжных лошадей. Истории, возможно, самой знаменитой породы таких лошадей, владимирских тяжеловозов, и посвящена эта небольшая заметка.
Как это неудивительно, но во времена царской России в стране не существовало собственной породы лошадей-тяжеловозов. Рысаки были, да, а вот силачей не было. Крестьяне использовали обычных рабочих лошадок, которые, надрываясь, таскали тяжелые возы и работали в поле. Использование зарубежных пород тоже не было удачным решением – нужна была лошадь, хорошо-чувствовавшая себя именно в нашем климате и приспособленная к российскому рациону питания. Нельзя сказать, что не делалось совсем ничего. Знаменитый дворцовый конезавод, что со времен Ивана Грозного находится в городе Гаврилов Посад Ивановской области, в конце 19 века начал предпринимать первые шаги в этом направлении. Для этого на завод закупили жеребцов иностранных тяжеловозных пород: французских першеронов, бельгийских арденов, шотландских клейдесдалей и английских шайров. Их скрещивали с местными кобылами, стараясь достичь у потомства высокой работоспособности с сохранением неприхотливости и приспособленности к российским условиям жизни.
Но пока это была несистемная работа. Только в 1936 году был образован специальный Гаврилово-Посадский госплемрассадник, которому и была поставлена задача обеспечить страну породой лошадей-тяжеловозов. Потребовалось еще десять лет, чтобы подтвердить повторяемость основных показателей новой породы, пока в 1946 году она не была официально зарегистрирована под названием «Владимирский тяжеловоз».
Какие же получились лошади? Сразу скажем, очень красивые! И жеребцы, и кобылы Владимирского тяжеловоза достаточно крупные: высотой до 170 см в холке, весом около 700 кг и с шириной груди порядка 2 метров. Основная масть – гнедая, но попадаются и вороные, и рыжие особи. Голова и ноги крепкие, на лбу часто встречается белое пятно. Роскошные густые хвост и грива. Остальная шерсть короткая, поэтому лошадки напоминают огромные плюшевые игрушки. А оброслости в районе копыт придают им еще больше нарядности!
Характер у этих лошадей тоже спокойный и доброжелательный, несмотря на их огромную силу. Кони отлично идут на контакт с человеком, поэтому их без труда можно приучить к выполнению любой работы. Вот примеры нескольких рекордов владимирских тяжеловозов из Гаврилова Посада:
- ) Жеребец Грозный, 1958 г.р. в 1968 году установил рекорд на срочную доставку груза рысью, расстояние 2000 метров с грузом 1,5 тонны пробежал за 4 минуты 21 секунду.
- ) Жеребец Певец, 1983 г.р. в 1988 году установил рекорд на срочную доставку груза шагом, расстояние 2000 метров с грузом 4,5 тонны прошагал за 12 минут 24 секунды.
На долгие годы эти лошади стали гордостью страны. Они помогали крестьянам, служили в армии, выполняли любую порученную им работу. Но время не остановить, и, в конце концов, необходимость в помощи лошади у человека окончательно отпала.
Что же ждет владимирских тяжеловозов в будущем? Надеемся, что, несмотря на все сложности, породу сохранить удастся. Поголовье таких лошадей хотя и резко снизилось, но, тем не менее, минимальное количество лошадей- производителей еще сохранилось как в Гавриловом Посаде, так и в соседнем Юрьеве Польском. Так как эти лошадки очень доброжелательны, то их можно активнее задействовать в туристическом секторе. В здании старого конезавода вот-вот должен открыться музей, который должен обеспечить поток туристов. Но без помощи государства все равно будет сложно обойтись. Может быть, отказаться от замены бордюров на паре улиц Москвы и пустить эти деньги на поддержку лошадок? Мы, безусловно, за! Если вы согласны, то ставьте лайки и пишите комментарии, обсудим вместе.