Найти тему

Из точки А... Мосфильм

Утро. Такое же туманное, снежное, как накануне. Завтракаю в кафе у несуществующей Сухаревской башни и вполне существующего "Склифа". От странноприимного дома Шереметьева мы отправляемся на "Мосфильм". Экскурсия частью – автобусная, частью – пешеходная, то что нужно в такую погоду.
Пока едем, получаем краткую путевую информацию о киностудии и истории кинематографа в России, а также об известных артистах и кинодеятелях прошлого, чья жизнь связана с кино и как-то вписана в Бульварное кольцо. Ну, и о самих бульварах немного.
Памятники, которые показывают туристам, залеплены снегом...Вот, ручки в разные стороны из сугроба торчат – это В.С. Высоцкий, он тут жил неподалёку с отцом в юности... А это – Рахманинов... А вот этот памятник москвичи окрестили "Дед Мазай", но вообще-то это – Шукшин, но он в лодке, вот почему...

Но памятнику Леонову в образе из "Джентльменов удачи"– "Пасть порву, моргалы выколю!", никакой снег не страшен, чистенький, к нему не зарастает народная тропа. Экскурсионные автобусы подкатывают один за одним. Правда "ладошки" и автографы звёзд на аллее славы рядышком приходится уже разыскивать под толстым слоем снега.

Нафотографировавшись, едем дальше, мимо посольств, что облюбовали этот южный, экологически чистый уголок столицы, к воротам киностудии. Узнаём драматическую историю об операции на сердце у Леонова и о его последнем дне. Впечатляет, конечно, всем автобусом печалимся.

На "Мосфильме" людно и детно – народ подтягивается на Ёлку. Нас подхватывает Настя, молодой мосфильмовский экскурсовод, и ведёт в ангар, с которого начинается музей. Ну, как музей – многие экспонаты периодически могут "уехать" на съёмки, поскольку все или почти на ходу. Музей тут появился недавно, всё благодаря Карену Шахназарову, который навёл на студии относительный порядок. Экскурсионно-музейная деятельность наладилась при нём, мосфильмовцы начали как-то упорядоченно деньги зарабатывать.

Вот они – "Волга" из "Берегись автомобиля", опели из фильмов о шпионах, кареты из "Гардемаринов", "Анны Карениной", "Ядов", танки из "Белого тигра"... Рядом - выставка костюмов, доспехов, париков, "драгоценностей". Та самая корона из "Неуловимых мстителей"... Голова из "Руслана и Людмилы" – здоровенная, глазки и рот открывающая...
Узнаём, что большая часть костюмов и реквизита шьётся и делается из очень, очень дешёвых материалов, так как "одноразовая", изредка что-то попадает в другие фильмы – чтоб не примелькалось зрителю. А "бохато" или "натурально" смотрится благодаря мелким хитростям мастеров и умелой работе осветителей и операторов.

Настя рассказывает, как снимали те или иные сцены из фильмов с использованием декораций. Рядом – макеты деревень, кораблей и подводных лодок, поездов ... Не всегда есть возможность снимать "на натуре" или строить большие макеты объектов. Там, где не нужно размещать людей, и можно обойтись компьютерной графикой, дешевле изготовить и снимать макет маленький. Всевозможные пожары, взрывы и крушения тоже удобно режиссировать и снимать на маленьких модельках. А потом такое дело: "чик-чик", монтаж...

Обгоревший танкист в витрине и маски известных актёров несколько пугают. Этот уголок посвящён искусству гримёров и их вкладу в кинопроцесс. Куклу танкиста сделали в полный рост для эпизода с уничтоженным танком. Маски – не посмертные, их снимают, чтобы потом сделать силиконовые детали грима точно по лицу актера. Какие – можно увидеть на фотографиях. А потом уже добавлять остальное - волосы, мазилки всякие... Грим такой накладывают очень долго. Безрукову, когда играл Высоцкого, по восемь часов накладывали. А вот сохранить такую маску не получится – очень тонкая, рвётся при снятии. Поэтому на стендах только гипсовые основы.
Настя ведёт нас дальше, на улицу, в декорационный городок под открытым небом, но об этом в следующем посте.