В Пятигорске прошла конференция аналитического центра «Эксперт Юг» «Нацпроекты и точки роста на Северном Кавказе». Во второй сессии конференции состоялось обсуждение темы «Новая туристическая стратегия СКФО и развитие Кавминвод».
Толчком ко всем этим дебатам стали два основополагающих документа - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «Стратегия развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе до 2035 года», утвержденная 7 марта 2019 года.
Если вы осилили, прочитали эти официальные названия, то вы теперь узнаете самое главное: деньги в стране на развитие есть. Стратегическая матрица национальных целей и проектов в стране оформилась. И регионы называют главным драйвером ее реализации.
Но как отметил Александр Клочков, начальник отдела мониторинга реализации госпрограммы департамента территориального развития Министерства РФ по делам Северного Кавказа, «деньги есть, их трудно забирают».
На что бизнес из зала дружно ответил вопросами: как пробить бюрократические стены на пути к этим деньгам, когда на оформление участия в проекте требуется более 50 документов, когда нарушаются сроки рассмотрения и т.д. К слову, большинству, как бы амбициозны они не были в своих планах, вся эта «суета» и вовсе не грозит – как сообщила представительница Георгиевского муниципалитета Ставропольского края, из нескольких сотен предприятий города только одно – местный мясокомбинат, по объемам своих финансовых показателей имеет право претендовать на участие в проектах.
Как и Ставропольский край, где точки роста находят, как в сельском хозяйстве, перерабатывающей, химической промышленности, туризме и других сферах, о чем говорила на конференции Жанна Устименко, замминистра экономразвития СК, другие регионы округа также стремятся к разностороннему развитию. Одним из участников даже была высказана идея о необходимости планирования и размещения на территориях субъектов СКФО различных, актуальных для экономики страны промышленных предприятий, которые дадут дополнительные рабочие места и налоговые поступления в казну.
Но все же главная, и с этим трудно не согласиться, тема для Северного Кавказа – это развитие туризма.
Огромный потенциал природных богатств и красот, старейшие, еще советские горнолыжные и альпинистские курорты, минеральные воды, которые посещали цари, - это ли не дает право Северному Кавказу быть первым в туристической отрасли России?
Модератор форума, генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов считает, что кризис последних лет, отчасти связанный с санкциями в отношении России, больнее всего ударил именно по инвестициям в субъекты Северного Кавказа. А если говорить о туризме, то модератор второй сессии Евгений Ракуль дал такую цифру: только 3 процента инвестиций в российский туризм, попали в «инвестиционный портфель» СКФО. А уже существующая туристская инфраструктура "отличается" высокой степенью износа - около 40 процентов.
Сегодня общая картина складывается так. В округе работает 9 горнолыжных комплексов с 68 канатными дорогами и 108 километрами трасс. Есть несколько туристско-рекреационных особых экономических зон, из них активно развиваются "Архыз" в Карачаево-Черкесии, "Эльбрус" в Кабардино-Балкарии, "Ведучи" в Чечне и "Армхи" в Ингушетии.
На Кавминводах сосредоточено более 100 источников минеральной воды 18 типов. Такого разнообразия больше нет нигде в мире. Здесь же основной объем объектов санаторно-курортного лечения.
Все регионы и курорты отчитываются о росте числа отдыхающих, но реальна на слуху пока динамика роста интереса к туризму по Чечне и Дагестану. И да – новый «Архыз» несколько оттянул поток туристов от старого Домбая…
На конференции прозвучало немало дельных предложений по развитию туротрасли в регионе: обновлению инфраструктуры в целом, строительству премиум гостиниц, развитию событийного контента и т.д. Не обошли вниманием и такое, в общем-то, гуманитарное, но очень весомое в туризме понятие, как «гостеприимство».
В частности, Диана Гуц, советник министра экономразвития Карачаево-Черкесской Республики, в своем, принятом с аплодисментами, выступлении сказала о том, что люди Кавказа очень гостеприимны у себя в домах, но вот в отелях и ресторанах персонал зачастую ведет себя так, словно и не слышал о таком понятии.
Так вот: Общенациональный Союз индустрии гостеприимства (ОСИГ) уже пришел на Северный Кавказ! Образование, СМИ, бизнес, власть, транспорт - это только малая часть индустрии гостеприимства. Ее формируют более 42 - х отраслей экономики.
И полномочный представитель президента ОСИГ, генеральный директор ООО «Валькирия» Анна Наумова пригласила участников конференции стать амбассадорами, посланцами доброй воли в туризме Северного Кавказа.