Электрические скутеры вторглись в города мира. Они свистят по улицам и лежат заброшенными посреди тротуаров, принося не только удобство, но и раздражение горожанам. В настоящее время существуют десятки компаний по совместному использованию скутеров, и два крупнейших, Bird и Lime, являются самыми быстрыми стартапами, стоимость которых за всю историю США достигла 1 миллиарда долларов США. В настоящее время стоимость каждой компании составляет более 2 млрд. долл. Скутеристы утверждают, что это знак того, что они революционизируют транспорт, но... Правда?
Скутермания
Big Scooter утверждает, что технологии - электродвигатели, улучшенные аккумуляторы, GPS и смартфоны - создали систему общих скутеров, которые могут решить проблемы инфраструктуры, снизить нагрузку на пассажиров, ограничить изменение климата и заставить инвесторов вёдра денег. Они называют это "революцией в области микромобильности". В прошлом году в США было 38,5 миллиона поездок на совместных электронных загрузчиках, что более чем в два раза больше, чем годом ранее.
Бизнес-модель этих компаний довольно проста: затопить город сотнями скутеров для прохожих в аренду. Их можно найти и оплатить с помощью смартфона, и они обычно стоят 1 доллар плюс 15 центов в минуту. Тогда оставьте их там, где хотите.
Полетит ли Bird Economics Fly?
За пару баксов за поездку компаниям требуется от четырех до шести месяцев, чтобы просто окупиться на этих скутерах, и есть большая проблема: скутеры не так уж долго работают. Обычно они умирают меньше, чем через месяц-два. Они подвергаются насилию со стороны всадников, у которых нет стимула удерживать их - и они буквально остаются вне игры под дождем и холодом. Они также подвергаются вандализму со стороны людей, которые ненавидят их. Инстаграм счета Птичий кладбище документирует уничтожение скутера. У него более 80 000 последователей.
Стремясь к расширению, компании используют скутеры, которые не предназначены для коммерческого использования. (Лайму приходилось вспоминать их несколько раз). На прошлой неделе компания Bird представила новый скутер Bird One, который, как она утверждает, прослужит десять месяцев. По сообщениям, это в десять раз дольше, чем длился их первоначальный флот.
Bird стартовала в конце 2017 года в Санта-Монике, и с тех пор на мировом рынке скутеров появилось множество компаний, включая Uber, Lyft и Ford. Даже если компании скутеров переживут ценовую войну и смогут начать зарабатывать доллар, существует естественный предел того, как высокие цены могут подняться. Если вы действительно любите скутинг везде, вы можете купить скутер за $300-600 и сэкономить деньги.
Scooter NIMBYs
Как и Uber, AirBnB и другие революционеры совместного пользования, компании скутеров уже столкнулись с политической реакцией в надежно возмущенных городах, таких как Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Они оказались раздражающими и даже раздражающими для избирателей, и на фоне растущей обеспокоенности вопросами безопасности началось ужесточение контроля со стороны регулирующих органов. Город Остин и ЦКЗ недавно опубликовали исследование, которое показало, что на 100 000 поездок на скутере приходилось около 20 травм головы, и что половину этих травм можно было бы избежать, если бы всадники были одеты в шлемы. Такие выводы могут усилить требования к правилам ношения шлемов, что может повредить удобству, крайне важному для совместного использования скутеров.
Частью политической привлекательности общих скутеров является идея, что они полезны для окружающей среды, но это все еще спорно. Если мотороллеры заменяют автомобили, то это явно победа. Но они могут в основном замещать велосипеды и ходьбу, что приводит к их потере - особенно на рынках, где электроэнергия, используемая для зарядки этих скутеров, поступает от грязных электростанций. Недавнее исследование, проведенное в Санта-Монике, доме птиц, показало, что скутеры там заменяют значительную часть поездок на автомобилях, но все еще нет точных доказательств тому, что наводнение городов общими скутерами снижает выбросы углерода. Есть, однако, доказательства того, что это расточительно, потому что эти скутеры умирают так быстро.
Штамп единорога
Скутермания - это не только скутеры. Речь идет о всей этой бурлящей эпохе технологий. Технические наблюдатели называют стартапы стоимостью более миллиарда долларов "единорогом". Сначала это было потому, что их было трудно найти. Сегодня единорогов в четыре раза больше, чем в 2013 году. В прошлом году объем венчурного финансирования частных компаний достиг 131 млрд долларов США, что превысило высоты 1990-х годов, закончившиеся крахом в номинальном выражении и близкими к ним по величине к реальным. Доля компаний, выходящих на биржу, достигла аналогичного пика, несмотря на убыточность. Uber, которая остается убыточной, стала одной из таких компаний на прошлой неделе.
Деньги, которые вкладываются в компании, теряющие деньги, движет идеология, иногда называемая "блицкаллингом", которая ценит рост, а не прибыль. Существует убеждение, что победители берут все из-за такой динамики, как "сетевые эффекты", представление о том, что товар или услуга становятся более ценными для пользователей, чем больше людей используют их, и что достижение масштаба важно, потому что конкуренты не смогут догнать. (Думайте о Google по сравнению с другими поисковыми системами). Но не совсем очевидно, что бизнес скутеров выигрышен, особенно потому, что найти их на улице и скачать бесплатное приложение относительно легко. Даже генеральный директор Bird, похоже, признает это, говоря The Information, что он не верит, что доля рынка важна для рентабельности скутера. Вместо этого, по его словам, важно прекратить терять деньги каждый раз, когда они покупают скутер и сдают его в аренду.
Венчурные инвесторы в настоящее время субсидируют потребителей миллиардами и миллиардами в год, надеясь, что компании, теряющие деньги, станут следующими Google или Facebook. У него есть бонус: теперь вы можете арендовать скутер за пару баксов, любезно предоставленный богатыми инвесторами.
Как на Ваш взгляд будет развиваться сфера электротранспорта, напишите Ваше мнение в комментариях.