Фильм малоизвестного широкой публике бельгийского режиссера Оливье Массе-Депасса Материнский инстинкт стильный психологический триллер с привкусом хичкоковского саспенса — тепло приняли на кинофестивале в Торонто, а с 25 июля картина представлена и в российском прокате.
Сюжет фильма строится на взаимоотношениях двух семей, живущих по соседству. Эти семьи — зеркальные отражения друг друга: муж, жена и один долгожданный сын семи лет. Матери очень дружны между собой, практически сестры; их дети растут, играя вместе, семейные праздники не обходятся без друзей-соседей. Но внезапная смерть одного из мальчиков становится причиной конфликта между двумя подругами, который приведет к ужасающим последствиям.
Массе-Депасс намеренно перенес действие фильма в антураж шестидесятых годов, хотя в основе сценария лежит роман Барбары Абель За ненавистью, где все происходит в наши дни. Как отмечает сам режиссер, ему хотелось отстраниться от современности с ее засилием гаджетов и технологий и попрактиковаться в стиле, не подражая великим режиссерам классических триллеров, но отдавая им должное. Так, в картине явно чувствуется саспенс Хичкока, выстраиваемый с первых кадров, где подготовка вечеринки-сюрприза для подруги выглядит как нечто опасное и тревожное. Также эпоха шестидесятых играет на усиление эффекта быстрорушащегося семейного счастья. Антураж 60-х - периода сравнительного благоденствия и стабильности, где мужья пропадают на работе, а опрятные и ухоженные жены заняты домашними хлопотами и заботой о детях, - усиливает ощущение стремительного разрушения всего уклада этого мещанского уютного мирка. Также режиссер добавил, что его привлекает эстетика шестидесятых годов и в этом фильме он хотел поиграть на контрастах, разворачивая трагедию двух семей на фоне ярко цветущего пригорода неизвестного нам городка. Универсальность истории сохраняется, поскольку эпоха представлена максимально кинематографично, она стерильна и свободна от реальных проявлений того времени - ни политики, ни названия города, почти весь фильм сосредоточен в одном доме.
Психологическое воздействие на зрителя оказывается с помощью классических приемов нагнетания напряжения и мрачного предчувствия: музыкальное сопровождение нарастает в моменты эмоционально заряженных сцен, звучит как душевная боль, страх и сомнение героинь. Также работает и камера - подвижная, нервная, следующая за героями, акцентирующая внимание зрителя на мимике и взглядах обилием крупных кадров.
Режиссеру, проработавшему с актерами психологические портреты их героев, удалось добиться идеального попадания актрис в образы. Верле Батенс (Элис) - нервная блондинка, в лучших традициях героинь Хичкока, играет женщину, чья материнская интуиция приводит ее в состояние, где она начинает ставить под сомнение свою адекватность, однако ее страх за сына оказывается небезосновательным. Анн Козанс (Селин) - на вид мягкая и заботливая, раскрывается с новой стороны после смерти сына, а контраст располагающей внешности и череды ее ужасных поступков пугает, заставляя задуматься о том, на что готова женщина, чтобы вернуть себе ребенка.
Фильм погружает в напряженную атмосферу, заряженную недоверием и страхом, заставляя зрителя сомневаться в обеих героинях, сочувствовать им, задаваться вопросом о двойственной природе матери: жестокость и любовь в одном флаконе, готовность к самопожертвованию и крайний эгоизм. Селин и Элис — зеркальные отражения друг друга: недаром в фильме много кадров, снятых через зеркала и сквозь стекла. Поэтому их близкая дружба так быстро блекнет, когда баланс нарушается, и у Селин больше нет сына. Режиссер не встает на чью-либо сторону, не ставит задачи определить морально приемлемое поведение. Он размышляет о сложной природе материнства, несущей в себе как созидание, так и разрушение.
Источник: https://vk.com/filmsense