От того, что искусство является субъективной областью знания, не уйти. Это означает, что взгляды на то, что такое хорошее искусство и плохое искусство, зависит от восприятия того или иного человека. В мире проживают множество различных народностей, обладающих традициями искусства, а значит музыка, литература и изобразительное искусство могут иметь радикально различную форму в зависимости от того, в какой стране вы находитесь. И наши вкусы также меняются в зависимости от того, в какую историческую эпоху мы смотрим.
В Англии, например, потребовалось много времени, чтобы признать Шекспира великим писателем, а критики предпочитали других драматургов и поэтов, например, Джона Флетчера и Бена Джонсона, ставив их таланты намного выше. Сейчас же Шекспира почти повсеместно считают величайшим писателем, когда-либо жившим не только в Англии, но и в мире.
Оценки красоты в искусстве отличаются от более объективных областей знаний, таких как математика и естественные науки, где гораздо легче получить доступ к истине или, по крайней мере, приблизиться к ней. Также сложно сформулировать только один вопрос, поэтому постараемся сделать это в два этапа. В них будет рассмотрена степень универсальности нашего представления о красоте (т.е. независимо от культуры и времени), и можно ли сказать, что художественная концепция и техника поддаются количественной оценке.
Является ли наша идея красоты универсальной?
Идолизация красоты не является современным явлением. Красивых людей всегда считали желанными и хвалили обществом. Самым известным ранним примером красивой женщины, имя которой, до сих пор используется в поговорке, является Елена, чье похищение Парисом привело к десятилетней войне между Троей и Грецией. История троянских войн насчитывает более 2500 лет.
С тех пор постоянной темой в искусстве стала тема красоты, и вам не нужно далеко смотреть, чтобы увидеть ее изображение в современном обществе. Красивые люди - и красивые вещи - повсюду, на рекламных плакатах, в журналах, на показах мод, в фильмах, фотографиях и в Интернете.
Но в какой степени мы все смотрим на красоту одинаково?
Что может повлиять на то, как мы по-разному смотрим на нее?
Есть две школы мысли: те, кто говорят, что наша эстетическая оценка зависит от наших культурных особенностей, и те, кто считает, что суждения по этому вопросу являются более инстинктивными, основанными на генетическом программировании. К сожалению, доказательств тому и другому много, поэтому трудно прийти к определенной позиции.
Если посмотреть на историю и культуру разных стран, то окажется, что представления о красоте настолько разнообразны, что они зависят от культуры, в которой мы воспитываемся. Представленность женщин в искусстве радикально менялась на протяжении истории человечества. Это легко можно увидеть сравнивая их изображения в античности, средневековья, эпоху возрождения и в современном искусстве.
Изменение предпочтений со временем также указывает на то, что красота не является универсальной, и здесь также имеются многочисленные свидетельства этого.
Жители Викторианской Англии считали африканское искусство уродливым, когда европейская колонизация этого континента была в самом разгаре; несколько десятилетий спустя, эдвардианцы с восхищением и уважением смотрели на эти произведения искусства.
С точки зрения сравнения культур, эти радикально отличающиеся друг от друга традиции, также свидетельствуют о том, что красота - это субъективное понятие.
Структура и мелодии японской и китайской музыки практически невозможно различить западному слуху. Традиционные стили одежды сильно различаются в разных странах. Архитектура в одной части мира очень отличается от архитектуры в другой.
Универсальность идей
Исследования также подтверждают идею универсальной красоты. Исследование 1993 года, проведенное Виталием Комаром и Александром Меламидом, двумя российскими художниками из Нью-Йорка, выявило некоторые очень интересные результаты в отношении кросскультурных идей красоты. Они исследовали художественные предпочтения людей из десяти разных стран и открыли для себя некоторые интересные общие вкусы.
Людям нравились реалистичные картины и пейзажи. И - здесь стало интересно - им также понравился синий цвет фона, чтобы фигура выглядела заметно, а так же присутствие на широких открытых площадках и водных сценах, фигур человека либо животных. Неважно, живут ли они в городских или сельских районах, это было абсолютное предпочтение идеального образа. Объяснение этому дал сам Меламид:
Может быть, голубой пейзаж генетически заложен в нас, что это рай внутри, что мы пришли из голубого пейзажа, мы этого и хотим. Сейчас мы завершили опросы во многих странах - Китае, Кении, Исландии и т.д. - и их результаты поразительно схожи. Ты можешь в это поверить? Кения и Исландия - что может быть более разнообразным - а обе народности хотят голубых пейзажей... Голубой ландшафт - это то, что действительно универсально, может быть, для всего человечества.
Существуют также правила эстетической красоты, такие как "Золотое сечение". Это правило может применяться к искусству и архитектуре, примеры которых можно найти в работах многих художников и архитекторов, в частности Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали и Ле Корбюзье.